Перейти к содержимому

Скрипичная азбука

 

Текст Азбуки — © Анна Благая

— — —

Здесь выкладывается, страница за страницей, веб-книга о скрипке, написанная простыми человеческими словами, чтобы все детали такого сложного и утонченного занятия, как игра на скрипке, были понятны даже человеку, далекому от скрипичного мира.

Статьи Азбуки постоянно дописываются и совершенствуются, а  с течением времени будут обрастать  аудио- и видеопримерами.

Читать книгу можно четырьмя способами (хотя, возможно, вы придумаете еще и свой собственный). Можно передвигаться от статьи к статье в хронологическом порядке, по времени их написания (см. ниже). Либо использовать тематическое содержание, либо  содержание по алфавиту.

(UPD июль 2014 Внимание! Тематическое содержание и по алфавиту нуждаются в дополнении, там пока меньше статей, чем здесь).

Четвертый способ – сквозной – перемещаться по гиперссылкам внутри книги. Этот способ («горизонтальный»), кстати, мой любимый: он позволяет увидеть, как все взаимосвязано и в самой скрипичной игре, и самое главное — нащупать ниточки, связывающие скрипичную игру с, казалось бы, совсем другими областями жизни.

Приятных путешествий по книге! Тем, кто захочет их продолжить — добро пожаловать на мои концерты.

См. тж.: Интересные факты о скрипке

Об Азбуке и Зачем я писала Азбуку

Содержание:

Скрипка

( классическая скрипка и скрипки необычных форм; из чего делают скрипки; и как их делают;…) / UPD Про скрипки необычных форм загляните вот сюда:  пост с множеством картинок, в числе прочего: эолийская скрипка с парусом, велосипедоскрипка… и т. д./

В каких условиях нужно хранить скрипку (влажность)

Демпит (увлажнитель для скрипки)

Скрипач

Постановка рук

Перестановка рук

Музыкальный слух

Камертон

«Правильное» Ля

Аплодисменты

Лэутары (лаутары)

«Так не играют!»

«Не в стиле»

Аксессуары для скрипки (список)

Канифоль

Сурдина

Звания

Скрипичный мастер (лютьер)

Рикошет (плюс звуковые примеры!)

Стаккато (плюс звуковой пример)

Спиккато

Штрихи

Международные конкурсы

Струны

Флажолеты

Пиццикато

Забытый штрих Arcata

Бариолаж

Скордатура

Сценическое волнение

Темп

Игра в классе, зале или студии?

Метроном

Flautato

«Заниматься»

«В форме» / «Не в форме»

Талант

Col legno

Sul ponticello и sul tasto

Мостик для скрипки

Глиссандо

Двойные ноты

Трель

Фразировка

Репертуар

Редакция, обработка и т.д.

Интонация

Прекрасный скрипач… музыкант…артист…

Первый,второй, третий, четвертый пальцы

Аппликатура

Скрипичные позиции

Апломб

«Природа (на ком-то там) отдыхает»

«Не имей Амати»

Свобода воли и психологические ловушки для музыкантов

Переиграть руки

«А музыканты — они же все… ну, вы же понимаете…»

«Классическая музыка»

«Вверх смычком, вниз смычком»

Переходы

«Неудачник»

«Великий музыкант современности»

Виртуозная музыка

Кантилена

Пауза

Пассаж

Гамма

Арпеджио

Музыкальная герменевтика, интерпретация

Хроматическая гамма

«Вилочки»

Акцент

«Обыграть»

Эмоциональное выгорание

Записи 

Стертый лак

Гигрометр

«Смотри, мой друг, не стань дилетантом»

Где и как учатся скрипке

Филировка звука

Звезды

Играем на цыпочках? или Точка опоры

Хороший вкус

Требовательность к себе

Мнимый Доброжелатель

Сыграться

«Вы слишком талантливы, мой друг»

Солист, артист ансамбля, оркестра

«Сделано»

Пара смазанных нот

«Слабо?»

Импровизация

Фантазия

Оправдывать ожидания

Смычок

«Заиграть»

Разыгрываться

Аккорды

Кто убил классическую музыку?

Скучно

Пьеса

Паспорт для скрипки

Окраска звука

Атака

Фермата

Этюд

Беглость

Наизусть

Гриф

Концерт

Пред-слышать, пред-чувствовать

Уверенность

Концерт для скрипки с оркестром

Упражнения

Развалиться по форме

«Это никому не нужно»

Хорошая скрипка/Своя скрипка

Бис

Браво!

Кланяться

Фуга

Первый ряд партера

Настраиваться

На баске

Каприччио (Каприс)

Произведения для скрипки

Мурка и Чардаш

Соната

Не близко

Флюиды, энергетика

Прекраснодушные иллюзии

Вибрация

Исполнитель

«Сцена — это наркотик»

Особенности восприятия

Запас прочности

Шрадик

Концертмейстер

Баланс

Скрытые двойные ноты

Динамика

Пьяно

Форте

Танцы

Смычковый мастер

Этикет на концерте классической музыки

Знание грифа

Дирижер

Этикет (внутри скрипки)

Неслышимые ноты

На автопилоте

Еще немного о неслышимой музыке

Агогика

Украденное время

Меньше лишних движений

Чего хочет публика

Диезы и бемоли на скрипке

Какие бывают темпы

Синяк на шее

Ритм

Словесные пометки в нотах

Графические символы в нотах

Скрытые аккорды

Машинки

Вовремя остановиться

Легато, лига

Деташе

Мартле

На один смычок

Акустика

То, о чем в нотах не пишут

Ноты, по которым мы играем

Мордент

Ноты (которые мы играем)

Тема с вариациями

Эфы, эсы и усы

Кто-то кому-то что-то сказал

Жизнь музыканта 

Эмпатия 

«Публика — дура»? 

Волос

Происшествие Страшное и Ужасное

Слишком разные

Скрипка и волки

Бесконечный смычок

Когда хлопки и крики браво слишком громкие

«Не по-женски»

Скрипичные руки

Так все-таки по-женски или по-мужски?

Звукорежиссер

Учитель, мастер. Он же профессор, он же «шеф». И немного о скрипичных «дедушках»

Скрипичные школы (дальнейшее развитие темы про скрипичных дедушек)

Такт

«Украшения» 

Дыхание 

Необъективно 

Внуки Ауэра — не дети лейтенанта Шмидта!

Просто здорово 

Скрипичный «аппарат» 

Культура звука 

«А на этом месте я всегда плАчу…» 

Мелодический рисунок 

«Ну, играй с удовольствием!» 

Стабильность 

«Как тогда», или Так не играли

Долгая жизнь скрипичной пьесы 

Игры со временем

Фальшиво/»грязно» (и немного про тихую сапу)

Оттенки, нюансы (техническая страничка)

Синтез

Техника (еще одна техническая страничка)

«Технарь» 

Душа (исполнителя)

Пройти произведение

Душа (инструмента), anima 

Чисто

Интервалы

Каденция

Что такое музыка

Обратная связь

Имена скрипок

Открытые струны

«Много вас тут, Ойстрахов…»

Парадоксы сверхбыстрых скоростей 

Читать с листа 

Струны, на которых не играют 

Симпатические струны

Берегись Лядова! или Музыкальный алфавит и нотная азбука

Дур и моль

Под сурдинку

Так УЖЕ не играют

«Мужественность игры», или Не по-женски: finita la commedia

Родители (чаще всего мамы)

Загадка чешского Паганини

Обертоны

Образы и их движение

Сверхчувствительность

Крылья

Не надо ничего придумывать

Прыжок-перелёт

Полётность

Хор ангелов

Крещендо

Как можно хуже 

Не надо жертв 

Наверх 

Страшные рожи… (во время игры)  (НОВОЕ)

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Еще раз о фальши 

Хуже скуки
Казнить нельзя помиловать

Приложение к «Азбуке»:

Статьи о скрипке в энциклопедиях

Музыкальные термины, словари и энциклопедии онлайн

Интернет-ресурсы для скрипача

Музыкальные магазины Москвы

Библиотеки

Полезные программы (ОБНОВЛЕНО)

См. также:

Учебники игры на скрипке,

Ноты

Продолжение следует…

=

+ тематическое оглавление + оглавление по алфавиту

Копирайт

Копирование текстов или их частей и публикация их без разрешения автора запрещены.

Дорогие посетители моего сайта! Я вам очень рада. Но, пожалуйста, вне зависимости от причин, — (тут я обращаюсь не ко всем, но к некоторым из вас), — не приписывайте мои тексты себе. (Это, увы, бывало). Во-первых, я люблю эти странички. Они все появлялись не просто так. Это моя лаборатория. И я надеюсь, что однажды с их помощью мне удастся выстроить нечто большее. Некоторые места в них мне кажутся удавшимися или просто дороги, как память. А во-вторых, приписывать себе чужую работу вообще-то нельзя.

Разумеется, это не касается цитат на статьи из энциклопедий, на которые я иногда ссылаюсь.

© Анна Благая

P.S. Со своей стороны, я в ближайшее время внимательно просмотрю свой сайт на предмет подписей картинок. Могло так статься, что я по недопониманию и сама нарушила чьи-то права (я знала, что для некоммерческих, образовательных и т.д. проектов правила несколько иные, и тем не менее). Если так случилось и вы нашли на сайте изображения, которые принадлежат вам, пожалуйста, сообщите мне и я сразу все исправлю.

33 комментария для “Скрипичная азбука”

  1. Маленький мук

    Ваш сайт пронизан солнечными чувствами. Несомненно кто-то из сотен тысяч посетивший Ваш сайт очень радуется этому свету романтики и любви(я — один из таких людей). Вы не знаете,но я с Вами(а во время игры мне приятно вспомнить о последней розе лета).

  2. Маленький мук, спасибо 🙂
    Вы мне напоминаете о лучшем, что могло бы быть во мне и что я могла бы сделать.
    А вы знаете, когда я прочитала ваши слова?
    Я сейчас вам расскажу, и вы поймете, насколько они меня согрели).
    К тому моменту я только-только очнулась в палате после наркоза (мне удалили миндалины). Вообще-то у меня еще до того был смешной план, что во время восстановления я буду сочинять в уме музыку. Что, конечно, не вышло — горло болело довольно сильно, и было совершенно определенно не до музыки) Тогда я попробовала через мобильный телефон проверить сайт и почту. Получилось! Я прочитала ваш коммент и сразу вспомнила, что долго разлеживаться нечего — впереди дорога, еще более заманчивая потому, что это вы ее так осветили!
    Мне потом сказали, что я подозрительно быстро восстановилась))

  3. Татьяна

    Поправляйтесь скорее! Искала для ребенка «Скрипичную азбуку» Гуревича и Зиминой, забрела к вам — понравилось. Удачи…

  4. спасибо, Виктория! я как раз пытаюсь использовать время, поупражняться в ничегонеделании — пока не очень получается)но поучиться надо — чтобы набраться сил) (это к нашей с вами общей теме)

  5. Виктория

    Я всегда чувствую себя виноватой, если ничего не делаю, хотя иногда то, что делаю из-под палки (собственных угрызений совести), можно спокойно не делать. Так что набирайтесь сил и здоровья!
    Так здорово, что Вам дан дар творчества! Хотя я выросла в творческой семье (актерско-режиссерской), но чтобы творить, нужна внутренняя свобода, а когда ее нет — все коряво. Поэтому наслаждаюсь творениями тех, кому дано от Бога.

  6. Спасибо огромное, Анна. Случайно попала на Вашу страницу и уже много часов не могу оторваться. Более 30 лет работаю в ДМШ, но ведь всего знать не возможно, а так хочется!!! Вы пишите так понятно, свободно, доходчиво. Очень хочется иметь Вашу книгу — это поможет не только методической, но и интересной внеклассной работы с учениками. Подскажите, где и как можно получить Вашу работу целиком? Заранее благодарна. Елена.

  7. Здравствуйте, Елена! Большое спасибо за такой отзыв, добрые слова всегда вдохновляют и побуждают делать что-то дальше. Мне действительно два (что ли) года назад предлагали издать книгу. Но тогда я не чувствовала ни себя, ни «Азбуку» готовой (еще было много тем). Да и сейчас мне кажется, что еще многое можно рассказать. (Как в «Тысяча и одной ночи» — просто не хочется останавливаться!)
    Кроме того, интернет-форма для меня просто бесценна: не только можно все время добавлять что-то, уточнять (это тоже важно), но и снабжать статьи гиперссылками, то есть строить «мостики» от одной темы к другой. Ведь я и сочиняла все эти странички лишь потому, что в мозгу загоралась какая-то ассоциация… И этот ассоциативный подход мне бы хотелось сохранить.
    Как Эйзенштейн когда-то писал про «книгу-шар» — вот для меня всё, что я делаю — именно такая «книга-шар», где всё связано со всем. А в случае с бумажной книгой придется всё перевести из трехмерного мира в двухмерный… (Ну, это я утрирую, конечно, мир в книгах многомерный, но именно «Азбука»… не знаю, как она в такую форму ляжет).
    Я все-таки не исключаю того, что буду писать и специально для книжек бумажных. Хотя не знаю, будет ли это только о скрипке. Но пока так, только в интернете.
    Зато так интереснее: то и дело появляется новое. А книжка бумажная — вот вы ее получили, у нее есть конец и начало, и сама собой новая глава в ней ни за что не допишется =)

  8. Александр

    Анна, подскажите пожалуйста, в чем различие между ученической, студенческой и концертной скрипкой типа 4/4 Нигде не могу найти ответ на этот вопрос. Спасибо.

  9. Александр, просто нужна хорошая скрипка, такая, которая хорошо звучит. Если человек серьезно занимается музыкой, то к моменту, когда надо покупать «целую» скрипку, это в идеале должна быть хорошая мастеровая скрипка, пригодная для концертирования, потому что концерты — это тоже часть учебного процесса.

  10. Екатерина

    Анна, добрый день.
    Такой вопрос — я взрослый человек. Когда-то давно-давно бросила музыкалку по классу скрипки. А сейчас начала учиться дочка, 7 лет, я с ней занимаюсь и стала вспоминать и проснулась во мне тяга)) Хочу учиться заново, хочу учиться играть! Договорилась уже с дочкиной преподавательницей на частные уроки. Насчет покупки скрипки она мне сказала, что лучше не экономить и не покупать дешевую. То же самое сказал мастер, телефон которого она мне дала — он дорабатывает подержанные скрипки и делает свои, что если я собираюсь учиться и играть для себя, то звук должен быть хороший, чтобы мне самой было приятно слушать себя и тогда будет стимул заниматься дальше. А вы что думаете по этому поводу? Можно ли сэкономить деньги на пару лет или лучше сразу вложиться и дальше наслаждаться процессом?

  11. Добрый день, Екатерина! Конечно же, я согласна с Вашей преподавательницей и с мастером! Тут сразу две причины: во-первых, действительно у вас должен быть стимул, а чем лучше звук скрипки, тем вам будет проще и приятнее (вообще-то звук зависит не только от инструмента, но и в огромной степени от исполнителя, но если второе можно достичь только со временем, то по крайней мере первое у вас будет с самого начала, если выберете прилично звучащий инструмент; и во-вторых, пока учишься, слух воспитывается, оттачивается (я имею в виду не только интонацию, но и качество звука). А на произведении мебельной фабрики слух, скорее всего, не отточишь. Только обратите внимание: цена скрипки связана далеко не только со звуком. Тут надо быть осторожным, чтобы (если цена большая) не купить то, что столько не стОит. Давно не носила никому на оценку скрипок, но мастера этим (т.е. оценкой) тоже занимаются. Лучше перед покупкой посоветоваться с еще кем-то, кроме продавца. P.S. Да, ну и Страдивари-Амати-Гварнери и т.п. (условно говоря) от Вас никто покупать не требует. Речь просто идет о приличном, желательно мастеровом, инструменте.

  12. Екатерина

    Анна, большое спасибо за ответ! В итоге я купила отреставрированную московским мастером старую скрипку немецкой мануфактуры. Не жалею ни капельки — даже ее вид вызывает во мне эстетическое наслаждение) Кстати, моя учительница ездила со мной к мастеру и прослушала все варианты). Так что еще раз спасибо — теперь я захожу к вам в статьи за советами, а в жизни уделяю хотя бы по полчаса каждый день на скрипичные премудрости).

    1. Екатерина, рада за Вас, удачи! А у меня — да нет, не советы, это просто родились странички Азбуки, потому что оказалось мне самой их писать интересно! Многое еще сюда не перенесла с бумажек — вот, кстати, и текст о том, как и почему я начала писать Азбуку…

  13. Уважаемая Анна! Недавно сын мне рассказал, что прочел где-то, что есть скрипки современных мастеров, качество звука которых эксперты не могли отличить от скрипок Страдивари.
    Я не поверила, что такое возможно. Или я ошибаюсь?

  14. Уважаемая Ада! Если честно, я за подобными опытами не слежу. Но уверена, что совсем не обязательно играть именно на скрипках Страдивари, чтобы получить красивое пение!

  15. Аня а у Вас только записная книжка выводится в календарь? А другие, например, этот раздел? Чтоб удобно посмотреть хронологию последних материалов.

  16. Алексей, нет, в календарь, к сожалению, выводится только то, что «движок» моего сайта определяет как «записи». «Страницы» же в календарь не попадают, я ставлю ссылки на новые материалы в «Азбуке» (и других разделах) сама — они в графе «новое» в самом верху справа на каждой странице.

  17. К сожалению, мне сложно сейчас в этом начать разбираться, не хватает времени, которое пока идет на другие «проекты». Ссылки на все новые страницы Азбуки в любом случае есть здесь в оглавлении, а записи можно смотреть по календарю. Пока так..
    Правда, я в последнее время что-то стала убирать — смотрю и мне не нравится. Может, Вы поэтому что-то не находите?

  18. Я готовлюсь к экзаменам , и решила вспомнить всё! Я попала к вам . Большое спасибо ! Не болейте !

  19. Здравствуйте, Анна, спасибо за Ваш замечательный сайт, я почерпнул тут немало полезной информации! Также очень приятно слушать Ваши записи. Всего самого наилучшего Вам!

  20. Алина, не за что! (Кстати, для меня это довольно неожиданный вид использования Азбуки..)
    Просто эти странички мне самой приносят радость.

  21. Юля, Азбука не продается, потому что пока не издана. Пока я не готова ее издавать: что-то предстоит еще уточнить и дополнить, а кроме того, даже и сейчас появляются идеи новых страничек, как ни странно.

  22. Алекс, большое спасибо за добрые слова. Пользуясь случаем, хочу попросить прощения у тех читателей, кто написал мне комментарий и/или письмо и не получил ответ: у меня все время пока посвящено четырехмесячной дочке, вылазка куда-то — целое приключение, и даже на разбор почты часто просто совсем не хватает времени и сил. (Ничего, это необходимый этап).

  23. Зиновий

    Уважаемая Анна!
    Я уже в комментарии к «Словесным пометкам» написал о своей просьбе.
    Затем решил посмотреть, есть ли ответ. Но мой комментарий куда-то исчез.
    Я подумал, что при пересылке допустил ошибку. Поэтому повторяю свою просьбу.
    В скрипичной партии нот концерта №23 Дж. Виотти есть пометка: segue.
    Пожалуйста, скажите, что она означает.
    Заранее благодарю за ответ.
    Зиновий.

  24. Здравствуйте, Зиновий!
    Нет, Вы все сделали правильно, просто сейчас комментарии на сайте не публикуются автоматически — они сначала проходят проверку на спам. Как показала практика, это важно для безопасности: даже и сегодня, просмотрев Ваш комментарий, я увидела рядом другой комментарий, от другого человека, в котором была спрятана ссылка на вредоносный ресурс.
    По вашему вопросу:
    Segue — обычно значит продолжать в том же духе.
    «Segue, продолжать исполнять одинаковым образом следующее; а иногда значит начать следующую часть пьесы»
    Сравните: «Seguendo, следуя, продолжая».
    Сверилась с вот этим изданием:
    «Карманный музыкальный словарь. Музыкальная терминолония А. Гарраса, исправленная и умноженная князем В.Ф. Одоевским и др.»
    Москва у П. Юргенсона, 1903. Стр 111

  25. Зиновий

    Уважаемая Анна!
    Большое Вам спасибо за чёткий и оперативный ответ.
    Благодаря таким, как Вы, бескорыстно и со знанием дела помогающим людям, держится и развивается мир.
    Будьте здоровы и счастливы. Удачи Вам и успехов во всех Ваших делах.
    Зиновий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *