Перейти к содержимому

Украденное время, tempo rubato

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Украденное время, tempo rubato

 

Черновик статьи для Азбуки

 

Никакого Марселя Пруста: термин возник еще в 18 веке.

Кто же у нас в музыке крадет время, у кого и для чего?

Всё это касается эмоционально насыщенного мелодического голоса, мелодии (термин tempo rubato пришел в инструментальную музыку из вокальной, то есть первоначально был тесно связан со словом). В этой мелодии часто нужно выделить, особенно выразительно «пропеть» или «проговорить» какой-нибудь мотив, какую-нибудь последовательность нот, а «на бегу» (четко укладываясь в ритм и темп) этого иногда не сделаешь. Тогда исполнитель «произносит» эти ноты несколько медленнее, «зависая» буквально на пару мгновений, которые потом нагоняет за счет последующих нескольких нот. Вот у этих нот, которые играются чуть быстрее, и «крадется время».

В старые эпохи такие фокусы можно было делать только с мелодией (при этом нужно было вписываться в безукоризненно ритмичный аккомпанемент). В 19 веке, когда композиторы-романтики сломали многие прежние правила, tempo rubato затронуло и мелодию, и сопровождение.

T.r. — штука очень тонкая и сильно зависит от музыкального вкуса. Если переборщить, будет манерно и слащаво.

На микроуровне нечто подобное происходит всегда в насыщенной эмоциями музыкальной «речи», см. агогика.

Из Музыкальной энциклопедии:

TEMPO RUBATO (темпо рубато, итал., букв. — украденный темп) — свободное в ритмич. отношении муз. исполнение, ради эмоциональной выразительности отклоняющееся от равномерного темпа. Термин возник в вок. музыке эпохи барокко (Тоsi Р. F., Opinioni de cantori antichi e moderni о siene osservazioni sopra il canto figurato, Bologna, 1723, рус. пер. в кн.: Мазурин К., «Методология пения», ч. 1, М., 1902) и первоначально означал свободу отклонении главного мелодич. голоса от исполняющегося в неизменном темпе аккомпанемента. О применении такого Т. r. в инстр. музыке писал в своей скр. школе Л. Моцарт. В клавирной музыке 18 в. — у К. Ф. Э. Баха («Опыт правильного способа игры на клавире», ч. 1, гл. 3), В. А. Моцарта и др. Т. r. выражалось в нарушениях синхронности игры обеих рук. В 19 в. такое понимание Т. r. сохраняется у Ф. Шопена, называвшего левую руку капельмейстером, соблюдающим ровный темп, от которого правая рука свободно отступает (в этом отличие Т. r. от обычных accelerando, rallentando н т. п.). Представление об этой манере исполнения могут дать некоторые примеры «выписанного» rubato, где мелодия сдвинута по отношению к сопровождению, напр. в Фантазии f-moll Шопена (см. Синкопа). Ф. Лист сравнивал Т. r. Шопена с ветром, который колышет листья и ветви, оставляя неподвижным ствол дерева. Однако в эту эпоху такое Т. r. выходит из употребления; rubato становится обозначением отклонений от строгого темпа, охватывающих всю муз. ткань.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *