Перейти к содержимому

Соната

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Соната

В то время как фуга похожа на готический собор, классическая соната напоминает, скорее, некое "правильное" (чересчур правильное, сказал бы какой-нибудь фантазёр и поэт) здание в стиле классицизма. Хотя и оно может оказаться полным сюрпризов.

В то время как фуга похожа на готический собор, классическая соната напоминает, скорее, некое "правильное" (чересчур правильное, сказал бы какой-нибудь фантазёр и поэт) здание в стиле классицизма. Хотя и оно может оказаться полным сюрпризов.

Черновик (!) статьи для Азбуки

Заметим для начала, что сонаты бывают разные (см. об этом ближе к концу страницы). Но поскольку при слове «соната» у большинства людей возникает в уме то наследие классицизма, которое свой вид обрело в эпоху венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена), именно с него мы и начнем.

Как и в фуге, в классической сонате приходится выстраивать в уме (и играя, и слушая) некую форму. Но если в фуге мы «видим» как бы множество готических стрельчатых арок и шпилей, то здесь перед нами, скорее, классицистская архитектура или сады Версаля. Всё упорядочено, подчинено правилам; тут властвует не Природа (импровизация, вдохновенье…), а Разум, как любили классицисты.

(Импровизация и вдохновенье не исключаются, конечно, но они должны быть вписаны в определенные границы).

Сонатная форма (о которой позже) пришла из мира риторики – правил составления речей ; части сонаты  — и темы внутри этих частей — располагаются в определенном логическом порядке, и музыка льётся так же, как следуют друг за другом слова и предложения в классических речах: причина всегда должна выходить из следствия.

Слушатели, пока неопытные в классической музыке, именно в классических сонатах чувствуют себя как на минном поле, совершая классическую же ошибку: хлопают между частями сонаты, принимая окончание каждой части за финал.

Им было бы проще, если бы они знали, с чем имеют дело.

Итак, представим себе классическую сонату «в разрезе». (Естественно, это будет упрощенная схема, в жизни все сложней. Более подробно и в специальных терминах читайте в Музыкальной энциклопедии: о сонате; и о сонатной форме ).

Итак, скорее всего, классическую камерную сонату будут играть перед публикой вдвоем: скажем, скрипач и пианист. Скорее всего, соната будет в нескольких частях. Скорее всего, самой сложной для неподготовленного слуха будет первая часть, написанная в так называемой сонатной форме. Эта первая часть сама по себе будет состоять из нескольких разделов – экспозиции, разработки, репризы и коды. Внутри экспозиции, в свою очередь, будет несколько тем, или партий: главная, связующая, побочная и заключительная. Сначала эти темы будут просто «экспонированы», представлены слушателю (потому и «экспозиция»), затем  они начнут всячески переиначиваться, развиваться, разрастаться, сталкиваться друг с другом, как бы борясь друг с другом за право прозвучать наиболее убедительно для слушателя.

Грубо говоря, в экспозиции нечто утверждается, представляется как данность. В разработке это нечто рассматривается с разных сторон, развивается, доказывается, — а так ли это?  —  и затем в репризе первоначальные тезисы, уже доказанные, логически обоснованные, снова звучат, но уже в полную силу.

В общем, путь проделан будет немалый, и когда отгремят последние аккорды первой части, чаще всего людям хочется захлопать. (Ура! Финиш!)

Это ошибка, потому что «речь» исполнителей еще не окончена.

Правда, с этого момента она становится несколько проще для восприятия. Сначала, скорее всего, это будет медленная мелодичная вторая часть (условно сравним ее с песней), за ней может последовать еще одна часть (условно назовем ее танцем, тем более что часто на этом месте стоит и правда танец – какой-нибудь менуэт), и только потом уже будет настоящий финал, часто в быстром темпе (написанный тоже в определенной форме – например, рондо, когда действие вертится по кругу).

Написанное выше – всего лишь простейшее объяснение «на пальцах» (далеко не столь непогрешимое, как сами творения классицистов), у каждой сонаты есть свои сложности, свои особенности и сюрпризы.

К тому же всё это касается только классических сонат венских классиков.

А вообще сонаты (как мы уже и говорили) бывают разные.

Игры с логикой и правилами изначально сонате вовсе не принадлежали, это скорее свойства той классической эпохи, в которую сформировалась классическая соната.

А сама по себе соната появилась еще до классицистов, причем вначале она была вокальным произведением с инструментальным сопровождением. (Слово «соната» и происходит от звука, звучания – sonare.) Потом сонаты стали играть на разных инструментах, а не петь; но играть, всё еще как бы подражая пению. «Сонатная форма» тогда еще не появилась, поэтому форма могла быть разной. И лишь потом над сонатами поработали венские классики. А после них сонаты развивались и видоизменялись дальше.

Сонаты не обязательно играют вдвоем (бывают трио-сонаты, бывают сольные). Сонаты – совсем не обязательно пример «чистой музыки». Соната может быть с сюжетом, как очень старые, но полные огня сонаты Тартини («Покинутая Дидона», «Дьявольские трели»). Она может быть импровизационной, как в другой очень старой сонате – Сонате-экспромте Клерамбо. Про романтические и постромантические сонаты и говорить не стоит. По мере того как человечество отходило от классицизма, постепенно правила в сонатах размывались, поэзии и игры воображения становилось всё больше, появлялись сонаты-баллады, сонаты-сказки, сонаты-воспоминания. Есть очень известные сольные скрипичные сонаты Изаи, в которых чего только нет: и рассвет (соната «Аврора»), и целая фантасмагория («Наваждение», «Танец теней», «Меланхолия», «Фурии» во Второй сонате). Сюрпризы могут быть какие угодно. Например, в той же Второй сонате Изаи применен принцип коллажа (цитаты из Ми-мажорной партиты Баха)…

Продолжение и дополнения — следуют

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *