—
Когда хлопки и крики «браво» слишком громкие…
или Клакеры
Бывают такие места и такие концерты, где аплодисменты и крики «браво» висят густой стеной и как-то странно не соответствуют действию на сцене.
Если вы попали в одно из таких мест и уже подумываете о том, что вы «не разбираетесь в классической музыке» (потому-то вам и скучно), и собираетесь поддержать хлопки других, лучше вас «разбирающихся» слушателей, знайте, что с древних пор существуют такие специальные люди — клакеры, работа которых заключается в том, чтобы хлопать артистам (или хлопать одним артистам и освистывать других).
Не исключено, что вы сидите среди них.
Тема эта полускрытая, не всегда артисты заинтересованы в разговорах на эту тему. Профсоюза у клакеров нет, в списке профессий они не значатся; труды и дни этих людей окутаны мраком неизвестности.
Об этом, конечно, ходят смутные легенды (вот и про одного знаменитейшего на весь мир певца говорили, что он якобы возит с собой клакеров самолетами…)
Где правда, а где вымысел — сказать сложно, но то, что клака как явление до сих пор существует (и то, что администраторам звёзд не сложно порой заплатить за сопровождение выступлений) — это факт.
Причем используется клака не только в сценических искусствах, но и в политике. Успех ее объясняется научно. Есть такой эффект «социального доказательства» (social proof): когда тема сложная и разобраться в ней с ходу самому затруднительно, человек склонен подражать реакции окружающих, предполагая, что уж они-то знают лучше. (Как у Высоцкого, помните? «Жираф большой — ему видней!») Кое-кто это человеческое свойство активно использует. Так делаются амплуа звезд, записных красавиц, политиков, артистов…
И товаров.
Но ой! Мы ушли так далеко от музыки…
—
См. интереснейшую статью о клаке: «Ку-клукс-клака».
Выдержка из нее:
В 1820 году двое завсегдатаев парижской оперы Саутон и Порчер решили поставить клакерское дело на коммерческую основу, предлагая свои услуги артистам и администраторам. Они разработали специализацию для клакеров: плереры (то есть рыдающие), биссеры (вовремя смеющиеся), риеры (вовремя хлопающие), шикальщики, знатоки, которые должны были отпускать тонкие замечания относительно игры актеров. В особо драматических местах в дело вступали клакеры-женщины, эффектно падающие в обморок. А всем этим спектаклем управляли «дирижеры спонтанного проявления эмоций». Кроме того, специальные клакеры активно работали в модных кафе, на бульварах, где заводили театральные разговоры и рекламировали премьеры. Начиная с первой половины 19 века, в Париже успешно действовало «Общество страхования драматических успехов”. Смысл его деятельности понятен: актер или администратор покупает аплодисменты, восторги и цветы, гарантируя успех спектакля… (…) Организации, подобные «Обществу страхования», вскоре появились и в Англии, и в Италии, и в Германии, и во многих других странах.
—
А как сегодня у нас? См.:
Интервью с клакером из Большого театра
—
См. также: