Перейти к содержимому

Исполнитель

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Исполнитель

Когда-то музыканты сами сочиняли и сами исполняли музыку (которая была при этом одновременно еще и поэзией, еще и танцем… но это долгая история). С тех пор прошли века и века, специальности разделились, и стало возможно быть только «композитором» или только «исполнителем».

И тем не менее — как композитору нужно обязательно владеть хотя бы одним инструментом (а лучше несколькими), чтобы понимать, как будет звучать музыкальная фраза в реальности, а не только на бумаге, так и исполнителю (скрипачу, пианисту…) очень важно что-нибудь сочинять. Совершенно не обязательно ваять симфонии, но как минимум импровизации, транскрипции, парафразы, фантазии все-таки нужно хотя бы попытаться создавать. А еще лучше — производить на свет что-то совершенно новое. Как, собственно, и делали музыканты прошлого. Паганини был скрипачом и композитором, Рахманинов и Лист — пианистами и композиторами, И.С. Бах был не только великим композитором, но и великолепным органистом. Вильгельми, Хейфец и многие другие скрипачи создавали бесчисленное количество транскрипций.  И, кстати, в Московской консерватории сравнительно до недавних пор большую золотую медаль давали только тем выпускникам, кто с отличием окончил и исполнительский, и композиторский факультет.

Дело в том, что это («твор-чество» в чистом виде, т.е. создание нового) дает совершенно иное понимание музыки, иную глубину, совершенно иную степень творческой свободы, которую потом можно будет перенести и в «исполнительство». С произведениями, которые играешь, после этого обращаешься без догматизма, уважаешь их живую природу, словом, относишься к своему делу действительно как к творчеству, а не как к инструкции, которую просто надо «исполнять«.

… А вообще, «исполнитель» — это ужасное слово. Как можно такое тонкое занятие, как интерпретация музыкальных произведений, называть «исполнительством»?.. Варварство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *