Пассаж
Когда-то этим французским словом обозначали неторопливую прогулку, переход, или просто ни к чему не обязывающее беспечное и неспешное фланирование. (Потому и торговые центры так называются: по ним можно бродить и глазеть на витрины).
В музыке так не получится. Музыкальный пассаж — стремителен, в нем чаще всего приходится мчаться стремглав (не зря есть такое понятие — беглость пальцев) или даже лететь со скоростью реактивного самолета.
Пассаж в музыке, с 16 в. обозначение последования звуков в быстром движении, трудного для исполнения и характерного для виртуозной музыки. Различают П. гаммообразные, основанные на арпеджиях, и смешанные. БСЭ
В виртуозных скрипичных пассажах стремительно, как полустанки вдоль мчащегося экспресса, сменяются позиции, а чаще вообще приходится от них отказаться — ради экономии времени. Школьные правила «постановки рук» во многих таких пассажах уже не работают, а работают скорее законы акробатики и воздушной гимнастики.
Кстати о собственно переходах. Ими сплошь «прошит» любой пассаж, но они здесь обязаны быть быстрыми и незаметными, иначе пассаж потеряет скорость и блеск, и вся эта паганиниевская магия окажется шитой белыми нитками.
Продолжение следует
— См.: Украшения
Я заметила, что удобно во время пассажа подобрать руку как бы в кулачок, лучше ощущаешь гриф и пальцы не делают лишних движений. Конечно со стороны постановки, вроде как не ахти прием. Но практически все исполнители высокого класса им пользуются.