Перейти к содержимому

Пассаж

Скрипка | Скрипичная азбука

Пассаж

Когда-то этим французским словом обозначали неторопливую прогулку, переход, или просто ни к чему не обязывающее беспечное и неспешное фланирование. (Потому и торговые центры так называются: по ним можно бродить и глазеть на витрины).

В музыке так не получится. Музыкальный пассаж — стремителен, в нем чаще всего приходится мчаться стремглав (не зря есть такое понятие — беглость пальцев) или даже лететь со скоростью реактивного самолета.

Пассаж в музыке, с 16 в. обозначение последования звуков в быстром движении, трудного для исполнения и характерного для виртуозной музыки. Различают П. гаммообразные, основанные на арпеджиях, и смешанные. БСЭ

В виртуозных скрипичных пассажах стремительно, как полустанки вдоль мчащегося экспресса, сменяются позиции, а чаще вообще приходится от них отказаться — ради экономии времени. Школьные правила «постановки рук» во многих таких пассажах уже не работают, а работают скорее законы акробатики и воздушной гимнастики.

Кстати о собственно переходах. Ими сплошь «прошит» любой пассаж, но они здесь обязаны быть быстрыми и  незаметными, иначе пассаж потеряет скорость и блеск, и вся эта паганиниевская магия окажется шитой белыми нитками.

Продолжение следует

— См.: Украшения

1 комментарий для “Пассаж”

  1. Я заметила, что удобно во время пассажа подобрать руку как бы в кулачок, лучше ощущаешь гриф и пальцы не делают лишних движений. Конечно со стороны постановки, вроде как не ахти прием. Но практически все исполнители высокого класса им пользуются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *