черновик
«Украшения»
Иногда (нет, не иногда, а очень часто) музыкальная ткань существует не просто сама по себе, а как будто расшивается всевозможными узорами. В нашем случае это всякие трели, форшлаги-морденты-группетто, пассажи. (Про пианистов любили писать, а может и сейчас любят, в таком духе: «а вот здесь тема рассыпается бисерными пассажами»…)
Галантерейные кружевные и стеклярусно-бисерные ассоциации, впрочем, (хоть и соблазнительны), не всегда хороши, если мы говорим не о прикладном искусстве.
Ведь «украшения» в музыке существуют не просто для «красоты».
В высших музыкальных достижениях красота и смысл — одно и то же, по крайней мере красота сплавлена со смыслом, является его зримым (слышимым) воплощением.
И еще эта красота — живая: не застывшая форма, которой двести лет, а нечто, что рождается прямо перед нами и прямо сейчас.
У Тартини в сонатах «украшения» не просто выражают аффекты, состояния психики, а позволяют нам острей их прочувствовать. (И эти «украшения» могут быть ну просто «дьявольски» важны! В сонате «Дьявольские трели» именно в них, в трелях, как в сгустке, концентрируются чувства, — бунт, гордость, уязвленность… Срежем отсюда трели — и соната потеряет смысл. Форшлаги в «Покинутой Дидоне» тоже совсем не просты: в них странная смесь царственной гордости, отчаяния и покорности…)
Кстати, изначально «украшения» пришли из импровизационной стихии исполнительства, они варьировались прямо во время игры — исходя из чувства (не деланного, выученного и вымученного, а настоящего, искреннего и правдивого), как и требует того живая музыка, исполнитель мог сыграть слегка не так, как в прошлый раз, а в следующий — не так, как в этот. И такая видоизменяющаяся музыка оставалась парадоксальным образом все той же, как жизнь, при всех ее вариациях и видоизменениях от столетия к столетию, остается все той же самой жизнью, — изменяясь, никогда не изменяет себе, и лишь застывая, становится ненастоящей.
Впоследствии авторы музыкальных произведений стали пытаться эти украшения все более педантично, подробно, детально записывать и требовать буквального, раз и навсегда заданного, эталонного их исполнения. То есть их стало возможно всячески формализовать, и замаячила перед исполнителями известная печальная формула: «так не играют».
А жаль.
— — —
N.B. Больше — в «Музыкальной энциклопедии»: Орнаментика, Мелизмы, Трель, Форшлаг, Мордент
— —
См. также: Вариации