черновик статьи для Азбуки
Парадоксы
Как можно хуже
Доктор Франкл называет этот метод парадоксальной интенцией.
Фокус связан не со скрипкой, а вообще со свойствами человеческой психики.
Применительно к скрипке (вообще к музыкальному исполнительству) суть вот в чем.
Бывают в виртуозной музыке какие-нибудь особо вредные пассажи, за которые артист (сколько бы он ни готовился) особенно сильно переживает. Не смазать бы! не споткнуться!!!
(И бывает, что именно из-за таких мыслей спотыкается-таки, иногда вообще на ровном месте).
Так вот, метод «как можно хуже» заключается в том, чтобы не просто не бояться смазать какую-нибудь ноту, а чтобы,
как раз НАОБОРОТ,
очень, очень захотеть смазать весь пассаж, желательно и все остальные тоже.
(Да-да 🙂 Чувство юмора тут просто необходимо!!)
Как ни странно, после этого навязчивые страхи часто исчезают бесследно, как и спотыкания.
Метод работает во всех областях. Подробности — в книгах доктора Франкла.
—
см. тж.:
«П. и. Ф.» (Психотерапевтическая энциклопедия)