черновик
Обратная связь
Как ни странно, во время игры есть обратная связь от публики, хотя та сидит в своих креслах и ничего не говорит, а выражения лиц людей исполнитель может не видеть (и даже скорее всего не видит: он ведь может играть с закрытыми глазами, а если с открытыми — может смотреть в ноты, и даже если играет с открытыми глазами и без нот, все равно он совершенно точно не будет всматриваться в зал, потому что поглощен своей игрой) .
Еще есть мистическая связь скрипача со своим инструментом. Скрипка (вроде неодушевленный предмет, если по обычной человеческой логике), словно живое существо, «помнит» и «узнает» своего «хозяина» и его манеру игры и откликается на нее.
Это странная история. Когда играет хороший скрипач, скрипка «разыгрывается» и начинает звучать лучше. И позже, перейдя в другие руки, она будет «помнить» общение с тем скрипачом. Где такая «память» помещается, непонятно. На «душу» вроде бы не спишешь, ведь на скрипке это, казалось бы, всего лишь палочка, которая видна в прорезь эф.
Мало того. Музыканты знают, что скрипка может даже «обидеться» на скрипача, если тот поиграл на другом инструменте. Почти ревность! А точнее — другое состояние: так бывает, когда связь потеряна.
На такой «обиженной» скрипке играть труднее, звук ее несколько меняется — не знаю, заметно ли для публики, но достаточно заметно для «изменника», чтобы доставить ему в игре дискомфорт.
Кое-кто (Паганини?) считал, что даже и заниматься не обязательно, главное сохранить в уме/душе?/ связь со своим инструментом.
… А если спуститься на уровень попроще, то есть еще обратная связь от инструмента — акустическая: благодарный отзвук на чистую игру. Так происходит, когда ты не насилуешь инструмент, запихивая в него ноты, а слушаешь и даешь ему ответить на прикосновения смычка.
Вот какая-нибудь Ре или Ля — не «открытая», а взятая каким-нибудь (вторым, четвертым…) пальцем. Что, она давно стерлась, замылена небрежной игрой? Ну… придется почистить. Но теперь надо будет играть, верно попадая пальцем и настроив уши и мозг на «ответ». Даже если не сразу, в конце концов обязательно появится Она: чистая, звонкая нота, как колокол или как вспыхивающее цветным светом стеклышко в витраже какого-нибудь Кентерберийского собора (или собора города Бат), когда вдруг его коснётся солнце.
См. тж.: Чисто
—
Продолжение темы: «Как ты яхту назовёшь…», или Имена скрипок