Еще немного о неслышимой музыке
Любое произведение (когда его исполняют перед публикой) начинается не с того момента, как звучит первая нота, а раньше. Начало игры – это пауза, кусочек тишины перед игрой. Эта пауза («неслышимая музыка») должна быть не менее осмысленной, чем последующая за ней музыка «слышимая».
Конец пьесы спрятан тоже не в последнем аккорде, а в том кусочке тишины, который за ним последует. Если пьеса сыграна хорошо, публика даже чувствует этот «хвост», следующий за произведением, и инстинктивно не «наступает» на него — начинает хлопать не раньше, чем он окончится. (Иногда чем глубже произведение и его интерпретация, тем длиннее «хвост» и тем дольше длится молчание в зале перед хлопками).
То же самое верно для пауз внутри произведения. Эти паузы – тоже не тишина, а «неслышимая музыка». Иногда именно паузы дают правильный контекст, проясняют смысл звучащих до и после них нот. В паузах может многое произойти (это верно для всего актерского искусства, ср. «мхатовская пауза»), они исключительно важны для фразировки, пластики музыкальной фразы.
—
См. о паузах в театре:
Б. Голубовский — «Шаг в профессию»,
глава «Красноречивое молчание» (обратите внимание на разницу между «дыркой» и «паузой»)
—
См. также: Неслышимые ноты
Кстати, в паузах многие опускают инструмент и стоят как манекен Особеннов проигрышах оркестра или ф-но. А иногда некоторые неопытные начинают смотрят в зрительный зал на зрителей. Совет — мысленно продолжайте играть вместе с оркестром и в нужный момент руки сами выхватят скрипку.