Перейти к содержимому

Скрипичная Азбука — Мифы — Великий музыкант современности…

Скрипка | Скрипичная азбука | Вредные мифы

 

Описав  миф под названием «Неудачник», я вспомнила, что есть и «парный» миф. Назовем его так — «Великий музыкант современности» (и ступенькой к нему — «Востребованный музыкант»).

Часто предполагается, что творческая реализация музыканта-артиста — это (желательно мировая) слава, напряженный график гастролей и пр. Именно потому, как правило, большинство людей, окружающих музыканта и видевших, как он с детства  упорно занимался, подразумевает, что, став взрослым, он должен стремиться к всемирной славе и нечеловечески страдать от ее отсутствия.

Но так ли это на самом деле?

Чтобы понимать, что твое лицо на каждом заборе и истинная творческая реализация — не одно и то же,  нужно знать ситуацию «изнутри».

Действительно, многие родители будущих музыкантов мечтают о том, что их чадо когда-нибудь станет «музыкантом с мировым именем» или чем-то вроде того. Им представляется сказочная жизнь музыкантов-солистов — цветы, овации, поездки по роскошным европейским городам, всеобщее обожание…

Они бы неприятно удивились, если бы узнали, что на самом деле все куда прозаичнее и «производственнее». Когда концерты поставлены «на поток» (а лишь в этом случае сегодня импресарио смогут извлечь выгоду из музыканта), бедняга солист (а также оркестрант) живет по расписанию — график гастролей составлен заранее, времени на то, чтобы, скажем, попутешествовать по прекрасным местам, куда заносит его судьба,  у него нет. Музыкант видит только сцену, гостиничный номер, цветы (которые быстро надоедают); что до обожания публики, то оно не всегда искреннее: чем прославленней музыкант, тем  более обеспеченная (материально) и при этом часто неразвитая (духовно) у него будет публика. Перед такой публикой играть — не удовольствие, а печальная необходимость. Долгие годы такой жизни — это тысячи  раз исполненные, давным-давно выученные пьесы, это необходимость играть и тогда, когда ни тебе, ни твоей публике не хочется погружаться в классику, потому что на улице плюс тридцать восемь по Цельсию, и хочется лишь  оказаться где-нибудь на берегу океана и бить в тамтамы, но производственная необходимость — требует: чопорные ряды концертных залов, истеблишмент в строгих костюмах и вечерних платьях и музыканты в смокингах и бабочках —  и никто не признается, что  в такой ситуации его не трогают Бах и Моцарт…

В самых продвинутых случаях уже и заниматься некогда: приходится учить новые произведения в самолете.

По моему личному глубочайшему искреннему мнению,  подобный график жизни  преграждает слишком многие пути к творчеству. На творчество просто нет времени. Цена, которую тебе за это платят — узнавание на улицах,  гордость соседей («у нас за забором живет Ростропович»), упоминания в пафосной прессе и подозрительно большое количество людей, желающих с тобой дружить — имхо не соответствует потерянному. Величайшая удача в жизни любого творческого человека — возможность творить.

И несмотря на то, что результаты творчества тоже надо периодически отдавать людям, и если этот процесс отсутствует, творческий человек действительно страдает от нереализованности и невостребованности, тем не менее истинная реализация творческой личности не имеет ничего общего со стремлением к славе, мировому имени, к «звездности» и напряженному гастрольному графику.

 

Примечание. Стремиться к подобному развороту карьеры, да еще такой ценой, не стоит тем более, что иногда судьба смешивает карты, и в восприятии последующих поколений «Великий музыкант современности» становится всего лишь «прославленным в то время виртуозом Y», причем в особо курьезных вариантах «то время» называют к тому же «эпохой великого музыканта X», где X — тот самый уже известный нам «Неудачник».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *