Sul ponticello и sul tasto
Скрипка — это как русский язык: нет правила без исключения.
Чтобы получить выразительный звук, как правило, скрипачи должны вести смычок не слишком близко к подставке и не слишком близко к грифу — примерно посередине. Но отклонения от золотой середины случаются довольно часто: на микроуровне они происходят, чтобы добавить красок в игру (это происходит скорее интуитивно и для нетренированного глаза почти незаметно, только ухо чувствует выразительность звучания), а еще иногда скрипачи осознанно отклоняются от обычной траектории, чтобы получить специальные яркие звуковые эффекты.
Играя у грифа (в нотах этот прием обозначается sul tasto), мы добиваемся несколько призрачного звучания, идущего как бы издалека.
Играя у подставки (sul ponticello), мы придаем звуку скрипки нечто зловещее, шипяще-свистящее. Оба приема, особенно второй, незаменимы в пьесах фантастического содержания и являются прекрасными инструментами для полноценной и изобретательной звукописи на скрипке.
—
См. также: col legno, скордатура