черновик
(Если я завершу когда-нибудь Азбуку, то описание ее будет выглядеть так)
Об Азбуке и
Зачем я писала Азбуку
Вообще-то это не совсем Азбука. Это синтетическая книга. Для примера — если бы это была книга по математике, то это получилась бы сразу арифметика, алгебра, геометрия и высшая математика (а заодно и сопромат) в одном флаконе.
Такие вещи, как дыхание в музыке, агогика, фразировка, паузы (и неслышимые ноты?), — это высшие материи.
А такие вещи, как гаммы, упражнения, или, скажем, какие струны мы надеваем на скрипку — это «азы».
Но в жизни всё это перемешано. Так и в книге.
..
Впрочем, это не учебник.
Меньше всего я собиралась делать методическое описание для других скрипачей, учить кого-то, как играть и как нет, вразумлять и втолковывать. Потому внимание от скрипачей и слова о том, что им было интересно меня читать, для меня были лестны, но порой даже удивительны.
Мне было интересно понять самой, как я устроена, интересно было рассказать другим, что это за такой целый мир помещается внутри каждого из нас — не музыкантам, не скрипачам.
Весь этот мир, вместе с его вредными мифами и заблуждениями, психологическими ловушками и иными недостатками, с вершинами и падениями — заключить в строчки.
Построить мостик от этого искусства к другим искусствам, к разнообразным наукам, и вообще просто к людям. Когда я только начинала писать «Азбуку», казалось, что мир этот далек от обычных людей, живет сам в себе.
..
Меня ставило в тупик, когда людям иных эстетических воззрений оказывалось близко то, что я пишу. Видимо, слово более универсально (как ни странно), чем музыка, хотя считают обратное.
Но, конечно, многое из написанного связано с моим личным восприятием музыки, жизни, искусств, с близкой мне психологией и философией (немецкие романтики, князь Одоевский…), с любимыми образами из литературы, с тем, что я получила от своих педагогов.
..
Книга написалась почти сама. Темы мне подкидывала сама жизнь. Многие странички были вдохновлены тем, что я видела во время путешествий (у меня странно устроен мозг: иногда я связываю друг с другом, казалось бы, несвязанные вещи), или просто созерцая красоту, я вдруг приходила в творческое состояние и начинала что-то набрасывать — это мог быть новый сюжет или новый подход к уже давно занимавшей меня теме.
(Например, я точно помню, что один из вообще первых набросков к Азбуке я сделала в Каппадокии, когда мы сделали привал где-то среди диковинных марсианских скал — и что этот набросок был про смычок, про атаку, про связь ведения смычка и фехтования).
Многие странички я набрасывала одной рукой, другой рукой проходя какой-нибудь пассаж (опять-таки: иногда вдохновение появляется провоцируется какой-нибудь совсем простой прозаической вещью). Или готовясь к концертам.
Часть страничек появились в удушающей жаре и дыму летом 2010 года.
..
Еще раз… наверное, мой энтузиазм объясняется тем, что я как-то все пыталась понять себя, как я устроена. Так получилось, что поскольку меня начали учить музыке (как полагается) в самом нежном возрасте, мозг построился соответствующим образом (и эти изменения необратимы, чем бы я потом ни занималась), в него впечатались многие вещи, может быть помимо моей воли и втайне от моего сознания, что самое интересное. (Разумеется, я тут не уникальный случай — так со всеми скрипачами, которые учились в школах вроде той, в которой я училась). И вот я обходила эти закоулки своего подсознания с фонариком, высвечивая и вытаскивая из него то одно, то другое… и мне самой было очень интересно.
..
Есть несколько «технических» моментов.
Там, где я описываю «аксессуары» для скрипки, моей задачей не было делать обзоры рынка или, например, проверять, действительно ли представители каких-нибудь мануфактур добавили золото в канифоль. Я не проводила контрольной закупки, не делала химических исследований состава, не отсылала в лаборатории ни одну из перечисленных здесь в комментариях видов канифоли, поскольку это выходит за границы темы моей книги. Но мои описания свободны от рекламы, написаны для моего собственного удовольствия, а не для того, чтобы формировать мнение читателей и заставлять их покупать те или иные струны-футляры-канифоль.
..
…Как устроена эта книга.
По форме это — «книга-шар» (о чем-то подобном, видимо, когда-то говорил Эйзенштейн).
Рождались эти странички как части некоего единого целого, где всё взаимосвязано, поэтому так важны для меня были гиперссылки, благодаря которым можно попасть сразу совсем в другую часть, в самый отдаленный уголок «шара».
Мне кажется, что существовать такая книга может лишь в пространстве интернета. По крайней мере, до тех пор, пока люди не научатся передавать мысли посредством телепатии. Может быть, я ошибаюсь?
Конечно, «шар» этот надо будет дальше мастерить и дорабатывать. И еще я планирую делать звуковые иллюстрации и видео — что опять-таки можно сделать лишь в электронной форме.
..
Я надеюсь, чтение страничек Азбуки принесет хоть малую долю того удовольствия, которое я испытывала, когда их сочиняла.
Анна, Ваша задумка замечательная. Я во взрослом возрасте начинаю играть на скрипке, мне очень интересно все, что Вы пишите. Для меня это тоже путь самопознания.
Наташа, спасибо большое! А знаете, я мечтаю, чтобы кто-нибудь объяснил бы мне в таком духе балет, фигурное катание и пр… Ведь очень интересно! Наверняка я смогла бы еще «мостиков» настроить здесь к этим сферам.
Кстати…насчет канифоли..Очень неплохо подходят чуть застывшие капли смолы на ели..или даже на сосне..Соскабливаешь ножиком подтеки..где нибудь в парке ..или в лесу..И вуоля!
Здравствуйте, Анна.
Еще в первом классе дала себе обещание, что когда-то скоро буду учиться играть на скрипке. Со временем это обещание забылось и я погрузилась в учебу.
И, вот, сегодня мне резко вспомнилась это обещание и я наткнулась на Вашу азбуку. Спасибо большое, сейчас сижу и читаю, просто не могу оторваться.
Анастасия, мне очень приятно, желаю увлекательного чтения!=)