Перейти к содержимому

Кланяться

Скрипка | Скрипичная азбука

Кланяться

Выйдя на сцену перед слушателями, музыкант первым делом кланяется.
Уходя со сцены, он  кланяется тоже.
После того как его вызвали на бис, он кланяется ещё чаще и ещё ниже.

И в перерывах между игрой (по окончании первого отделения; после каждой исполненной вещи) он тоже — всё кланяется и кланяется.

Некоторые музыканты не просто кланяются, но ещё и кладут руку на сердце и, ласково улыбаясь, приседают перед публикой. («Сердечно благодарен… Сердечно признателен… и вам… и вам… Спасибо… Спасибо… От всей души! От всей души!» — вот как «звучит» это в переводе с языка жестов).

Теперь вопрос.

При всем уважении к публике, к чему бы это такое подобострастие? Ведь поклон с древности означает, прежде всего, признание превосходства противной стороны. Человек склоняет голову, открывает шею, делает себя как бы «ниже», подчеркивая силу стоящего перед ним «победителя», «хозяина» (и реверанс тоже, кстати, оттуда же родом).
Кланяются Богу (и то мы не знаем, насколько это оправданно — вполне вероятно, что это всего лишь придумано отцами церкви; а изначально всё-таки человек — образ и подобие…) Кланялись раньше рабы перед господами.  Придворные перед королём.

Только потом поклон превратился в частицу повседневного этикета, в элемент приветствия, почти в кивок. А сегодня и этого в нашем повседневном обиходе уже практически нет.

И только артисты всё раскланиваются и раскланиваются…

В принципе, понятно почему. До тех пор пока тебе аплодируют, ты обязан кланяться, иначе будешь выглядеть хамом (да и потом, на сцене же надо что-то делать, ты же не мебель…)

Так что публика, долго и шумно аплодируя, невольно заставляет музыканта то и дело склонять перед ней шею. Парадокс!

В свою очередь музыкант может запросто впасть в зависимость от публики, начать мерить своё творчество тем, сколько хлопают, кричат ли браво и сколько раз просят кланяться и играть на бис. Путь этот печален. Первоначальных «доз» поклонов и хлопков скоро окажется мало, и артист начинает идти у публики на поводу. Вот он уже играет только то, что публика «понимает», затем то, что она «лучше всего принимает» (т.е. на что громче хлопают и после чего дольше кланяешься), а потом можно и вовсе скатиться к исполнению «Мурки» при свечах

Собственно, именно поэтому (лично я) не люблю долгих аплодисментов.
Нет, не поэтому.
Просто долго кланяться — скучно.

— —

См. также — Концерт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *