Филировка звука
Филировка — постепенное разрежение плотности и густоты звука.
Применяется, в частности, на длинных нотах, в постепенном затухании на концах «поющих» музыкальных фраз, после чего в воздухе как бы остается лишь легкий мерцающий звуковой шлейф. Особенно заметна филировка в конце какой-нибудь романтической кантиленной пьесы, где художественный образ требует «истаивающего» звучания (например, в «Лебеде» Сен-Санса).
Если приглядеться внимательней, она существует на самом деле почти везде, в любом исполняемом произведении. Именно фрагменты «разреженного» звука, порой совершенно незаметные для неопытного глаза и уха, придают звучанию легкость и объемность, обогащают его новыми красками, а сухой нотный текст превращают в осмысленную музыкальную фразу. Благодаря филировке (а также собственно «воздуху» — паузам) проявляется «дыхание» в музыке, а звук хороших скрипачей, владеющих музыкальной фразой, приобретает легкость, округлость и объем (в противоположность плоскому звуку начинающих).
Достигается эффект филировки тончайшим поворотом трости смычка и изменением степени нажатия, за счет чего начинает меняться сцепление волоса со струной. Это могло бы быть объектом специального исследования для ученых-физиков и химиков, но мы, музыканты, действуем не по предварительно выведенным формулам, а интуитивно, поскольку филировка звука, как и всё, что касается высших областей музыкального творчества, каждый раз требуется разная, она лишь средство воплощения образа, а он с каждым новым исполнением пьесы на сцене видоизменяется.
Любопытно, что есть родственный термин в парикмахерском искусстве. Там филировкой называют разрежение прядей волос по густоте, придающее прическе легкость и объем. Мастер-парикмахер с помощью ножниц добивается того, чтобы к концу пряди оставалось все меньше волос, подобно тому как мастер-скрипач с помощью легкого поворота трости смычка постепенно все меньше волоса оставляет на струне.