черновик
Прыжок-перелёт
В скрипичной музыке (например, Паганини) есть такая вещь, как скачки.
Это когда ты оставляешь ноту (одинарную или двойную), чтобы мгновенно оказаться на другой — на много позиций выше или ниже.
/ картинка со страницы Мемы для музыкантов /
.
Есть они и у пианистов, причем Нейгауз говорил, что по сути происходит не «скачок» или «прыжок», а перелёт**.
То, о чем мы говорим — действительно что-то среднее между прыжком и полётом.
Происходит это в один миг. Как в дикой природе отрывается от земли перед броском какой-нибудь роскошный хищный зверь. Тут — такое же сосредоточение, такая же эластичность и точность. И дерзость.
Причем если на каком-то микроуровне рассмотреть, растянуть это мгновение прыжка-полёта, то окажется, что внутри есть такой момент, когда ты как бы одновременно и «здесь», и «там»: две крайние точки для тебя на какой-то миг сливаются в одну.
См. тж.:
Пред-слышать, пред-чувствовать
Другой парадокс и тоже единство противоположностей: бежать как можно быстрей, чтобы стоять на месте.
—
** (И напоминал слова Листа: «Руки должны больше парить над клавиатурой, чем ползать по ней». Лист, напомним, был в свое время вдохновлен именно игрой Паганини). Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры», М., 1961, стр 158-159
—
См. тж.: В форме