Перейти к содержимому

Играем на цыпочках? или Точка опоры

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Играем на цыпочках?
или
Точка опоры

Есть одна любопытнейшая штука, над которой стоит задуматься.

Существует такое крылатое выражение: «постановка рук начинается с постановки ног» =). Действительно, как ни относиться к пресловутой постановке (все-таки это скорее зона игровых движений, чем статичные, так или этак «поставленные» руки), но без комфортной точки опоры, без центра тяжести уж точно никак нельзя обойтись, играя на скрипке. Осанка, позвоночник играют огромную роль, и только на стабильном основании возможна вся эта воздушная акробатика — быстрые виртуозные пассажи и другие скрипичные сложности на высоких позициях.

Внимание: вопрос! Что будет, если скрипач вдруг заиграет, встав на цыпочки?

Попробуйте это сделать сейчас! Вы обнаружите, что все ощущения изменились, играть стало (мягко говоря) технически менее удобно, возможно, и звук изменился тоже. В чем дело? Просто когда вы встаете на цыпочки, центр тяжести смещается вперед, выходит как бы за пределы вашего тела. Теряется точка опоры.

Скажете, ни один чудак ни в жизни не станет играть на скрипке, стоя на цыпочках?

Но есть тысячи людей, которые делают это едва ли не каждый день.

Речь о скрипачах женского пола, играющих концерты (что вполне естественно) в туфлях на каблуках.

Ношение этого, казалось бы, легкомысленного и несомненно эффектного аксессуара имеет для человеческого организма серьезные и далеко идущие последствия, которые вовсю обсуждают медики. Не станем здесь останавливаться на всех моментах, обратим внимание только на один: туфли на каблуках смещают центр тяжести вперед (так же как при ходьбе на цыпочках), делают невозможной правильную осанку, вместо стабильной точки опоры возникает необходимость постоянной балансировки.

(Вот как это изображено на схеме, опубликованной в газете Washington Post).

Получается, обычные скрипичные сложности, и так  считающиеся верхом виртуозного мастерства, скрипачкам приходится выполнять к тому же в условиях наибольшего сопротивления, в шаткой, нестабильной среде, так как сыграть «Последнюю розу лета»   стоя по-человечески на своих двоих или сыграть ее стоя на цыпочках — это все-таки разные вещи…

Отсюда — пара моментов, которые надо учитывать. Несерьезность их — кажущаяся. Перед тем, как выступать в тех или иных туфлях с той или иной высотой каблука, нужно потестировать их во время занятий и на репетициях. Иначе в первые моменты выступления, начав играть и обнаружив куда-то провалившуюся точку опоры, можно получить довольно острые и неожиданные ощущения…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *