Анна Благая -

Трель

Скрипка | Скрипичная азбука

Трель

 

Я не боюсь утверждать, что превосходная трель принадлежит к числу наиболее поразительных достижений виртуоза. Существует длинная и короткая трель, но, независимо от ее протяженности, для исполнения необходимо и важно наличие соответственного строения руки и мускульной силы, удвоенных гибкостью, сообщающей пальцам быстроту и непрерывность в движении, приближающемся по эффекту к подобным же свойствам электрического звонка
Л.Ауэр

Проще всего немузыканту объяснить, как исполняется трель, вот на таком словесном примере:

 

т-р-т-р-т-р-т-р-тр-рель,

 

где т - это опорная нота, ну скажем Си первым пальцем на Ля-струне (и этот палец все время стоит на месте), а р — это нота сверху (скажем, До вторым пальцем, который очень быстро и много раз поднимается и опускается).

Способ исполнения трели и ее скорость, как и все прочие скрипичные «спецэффекты», зависят от содержания и характера музыки.

Всевозможные оттенки мыслей и чувств передаются с помощью трели в знаменитой сонате Тартини «Дьявольская трель» («Дьявольские трели», «Трели дьявола»).

Среди прочего там фигурируют относительно редкие трели — они исполняются первым пальцем на открытой струне, что требует сноровки.

Вообще «ударными пальцами» в трели (когда речь идет не об этюдах, а о художественной литературе) могут быть не только относительно сильные второй и третий пальцы, но и первый, и мизинец. Для этих пальцев такая работа — определенный «стресс», тут нужна особая натренированность.

Особенно это касается одного из самых сложных видов трели — трели  на двойных нотах; в этом случае у нас две опорные ноты и два пальца синхронно в быстром темпе бьют по струне, причем участие мизинца и первого пальца практически неминуемо. Для исполнения таких трелей полезно укреплять пальцы упражнениями, например из первой и второй (на двойные ноты) тетради «Школы» Шрадика.

Пожалуй, еще сложнее — трель пиццикато левой рукой, но здесь важна не только натренированность, а ловкость и сноровка.

Иногда трель встречается в комбинации с глиссандо (см.).

Вот что Л.Ауэр пишет о трели в книге «Моя школа игры на скрипке» (читать)

P.S. В моем импровизированном словесном аналоге трели есть одна неточность: обычно трель заканчивается на опорной ноте; к тому же иногда она начинается сверху; тем не менее, я оставляю пример, поскольку он мне кажется довольно ярким и доходчивым.

-

См.: Украшения

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>