Анна Благая -

Скрипичная азбука. Глиссандо (glissando)

Скрипка | Скрипичная азбука

Глиссандо

Скольжение пальцем по струне, соединяющее два звука (чаще при движении по грифу сверху вниз), причем смычком «озвучивается» весь путь скольжения.

Слово «глиссандо» происходит от французского glisser (скользить); нечто похожее существует в авиации — там есть термин глиссада, обозначающий прямолинейную траекторию снижения самолёта при посадке.

Глиссандо — мощный выразительный прием при игре на скрипке. Не обязательно исполняется только там, где композитор прямо указал это в нотах; некое подобие глиссандо (на микроуровне) часто употребляли многие великие скрипачи прошлого, чтобы подчеркнуть выразительность музыкальной фразы, отдельной интонации, придать ей свойства человеческой речи или пения (см. ссылку в конце страницы). Но это — высший пилотаж: чтобы делать такое, надо очень тонко чувствовать музыкальную фразу, и главное — обладать великолепным музыкальным вкусом. Ведь мало того, что не везде можно применять глиссандо (а где именно — точных правил не существует, это может почувствовать только одаренный музыкант), но еще скорость «снижения» обычно «задается» совсем не по математическим законам, она «высчитывается» подсознательно, интуитивно, и при каждом новом исполнении пьесы может варьироваться. Глиссандо, употребленное не там, где надо, и не так, как надо, придает скрипичной игре мяукающие интонации. (Кошки, если вы прислушаетесь к ним в марте,  используют как раз такое глиссандо: мии-ааааа-уу!!, которое на скрипке будет звучать довольно неуместно, если только вы не участвуете в капустнике).

Иногда  (в виртуозных произведениях) глиссандо используется как колористический эффект, например в пассажах, исполненных летучим спиккато или рикошетом. Встречается также блестящее быстрое глиссандо по всей струне сверху вниз в комбинации с трелью.

Редкий вид глиссандо — глиссандо колком. В пьесе «A Paganini» Шнитке музыкант должен ухитриться после обычного глиссандо пальцем по струне Соль быстро схватить рукой колок и плавно довести струну Соль до Фа.

За исключением таких экзотических случаев, играть глиссандо совсем не трудно, есть даже полезные упражнения в виде глиссандо (скажем, на Ля-струне исполняется так: Си 1 позиции постепенно «переезжает» в Си 6 позиции, далее на всех струнах всеми пальцами).

Выразительное, «фразировочное» глиссандо, которым владели старые мастера и о котором я писала в начале этой статьи, теперь применяют редко. Причины этому — все большая «роботоподобность» исполнительского стандарта и  забвение сути исполняемых произведений, из-за чего отпадает потребность выразительной фразировки, что-то сообщающей слушателю. Собственно говоря, связное исполнение нот в некоторых фразах придает не просто человеческие интонации скрипичному голосу, но позволяет немного отойти от правил темперированной, математически выверенной  музыки (см. об этом позже), придает новые краски, и оно действительно несовместимо с победившим на сегодня в муз. исполнительстве жанром «больше нот, соответствующих определенному числу герц,  за меньший отрезок времени».

См. статью из Музыкальной энциклопедии — Portamento

  1. >Редкий вид глиссандо — глиссандо колком.
    Для некоторых инструментов — не такой уж и редкий. Есть специальные колки со стопами, т.е. после настройки и фиксации, вращаются только, скажем, с фа до соль. И обратно. Есть даже целые композиции, полностью построенные вокруг этой техники.

    Comment by Михаил — 30/07/2013 @ 18:23
  2. > Для некоторых инструментов — не такой уж и редкий.

    Хотя я здесь пишу про скрипку (где прием этот применяется действительно очень редко), все-таки уверена, что читателям сайта будет интересно, если вы приведете примеры таких композиций (для других инструментов).
    Спасибо за коммент!

    Comment by annablagaya — 30/07/2013 @ 19:42
  3. Композиция называется Katmandu, послушать можно вот здесь
    Инструмент: банджо
    Так же принимают участие: гитара, мандолина, fiddle, контрабас. Замечу, на контрабасе играет довольно известный классический музыкант Edgar Meyer.
    Банджо — Bela Fleck, однажды записал альбом классическйих композиций на банджо (Perpetual Motion), в дуэтах с известными классическими музыкантами. В том числе и один из каприсов Паганини.

    Огромное Вам спасибо за блог!

    Comment by Михаил — 01/08/2013 @ 13:36
  4. У меня ссылочка, к сожалению, не открылась…
    Пришлите еще раз, если не трудно!

    Comment by annablagaya — 01/08/2013 @ 13:45
  5. Ссылка на мой дропбокс [ссылка скрыта. - А.Б.], альбом Bluegrass Sessions

    Там же и Perpetual Motion.
    [Прим. А.Б.: продолжение беседы о Bluegrass - здесь]

    Comment by Михаил — 01/08/2013 @ 15:14

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>