Рикошет
(звуковые примеры — в конце страницы)
Один из скрипичных штрихов, техническая сложность для правой руки, в которой находится смычок.
На скрипке рикошет — то же самое, что и в жизни. С одним отличием: игра на скрипке несколько сложнее, чем игра в мячик.
Если бросить об пол мячик, он сам будет отскакивать некоторое количество раз, пока не прекратит. Сколько раз он отскочит и насколько высоко — Бог его знает.
Играя на скрипке, надо уметь управлять этим рикошетом: смычок, брошенный на струну, должен отскочить определенное количество раз, в определенном темпе. Отскакивания должны получиться примерно одинаковыми. При этом звук должен получиться определенной громкости и определенного характера, в зависимости от музыкального контекста. И самое главное — должна ещё вырисоваться поверх этого рикошета красивая мелодия.
Как? Магия: внутри рикошета спрятаны некоторые нотки, которые и образуют мелодию. Играя рикошет, надо еще ухитриться их каким-то образом выделить, «пропеть» больше, чем те ноты, которые образуют фон, звуковую «пыль».
Делается это, как и многое на скрипке, шестым чувством.
На рикошете полностью написаны некоторые пьесы. Например Первый каприс Паганини. А еще есть хитрая пьеса под названием «Лабиринт», ее сочинил еще в незапамятные времена итальянский скрипач Локателли. Там перед нами один непрекращающийся рикошет, словно запутанный звучащий лабиринт; а мелодия, как нить Ариадны, посверкивает в нём и указывает путь.
P.S.
Вот пара примеров, как по-разному может звучать рикошет:
Тибор Варга играет пьесу под названием «Зефир» (как, наверное, вы поняли, тут имеется в виду легкий ветерок, а не пирожное). Послушайте, как упруго и элегантно звучит у него рикошет в самом начале пьесы (и потом везде, где повторяется рикошет). Хорошая иллюстрация того, какая легкость нужна в этом деле:
А вот для сравнения целая пьеса, полностью написанная и исполненная на рикошете (точнее, той его разновидности, которая называется в старых книгах и нотах штрихом «арпеджио»): послушать каприс Паганини номер один…
Играет Ицхак Перлман.
Прямо как зверь играет: аж от ззззззз-зубов отскакиввввв-вает….
Смотрите также: стаккато
у меня не получается рикошет,ведь для него важен противовес(тот самый мизинец)а он у меня травмирован,точнее не он а рука травмирована и мизинец плохо управляется и не ощущается:((даже не знаю что делать,думаю стоит поиграть Паганини))там уже точно пойму в чем причина:)