Анна Благая -

Рикошет

Скрипичная азбука

 

Рикошет

(звуковые примеры — в конце страницы)

 

Один из скрипичных штрихов, техническая сложность для правой руки, в которой находится смычок.

 

На скрипке рикошет - то же самое, что и в жизни. С одним отличием: игра на скрипке несколько сложнее, чем игра в мячик.

 

Если бросить об пол мячик, он сам будет отскакивать некоторое количество раз, пока не прекратит.  Сколько раз он отскочит и насколько высоко - Бог его знает.

 

Играя на скрипке, надо уметь управлять этим рикошетом: смычок, брошенный на струну, должен отскочить определенное количество раз, в определенном темпе. Отскакивания должны получиться примерно одинаковыми. При этом звук должен получиться определенной громкости и определенного характера, в зависимости от музыкального контекста. И самое главное — должна  ещё вырисоваться поверх этого рикошета красивая мелодия.

 

Как? Магия: внутри рикошета спрятаны некоторые нотки, которые и образуют мелодию. Играя рикошет, надо еще ухитриться их каким-то образом выделить, «пропеть» больше, чем те ноты, которые образуют фон, звуковую «пыль».

 

Делается это, как и многое на скрипке, шестым чувством.

 

На рикошете полностью написаны некоторые пьесы. Например  Первый каприс Паганини. А еще есть хитрая пьеса под названием «Лабиринт», ее сочинил еще в незапамятные времена итальянский скрипач Локателли. Там перед нами один непрекращающийся рикошет, словно запутанный звучащий лабиринт; а мелодия, как нить Ариадны, посверкивает в нём и указывает путь.

 

P.S. 

Вот пара примеров, как по-разному может звучать рикошет:

 

Тибор Варга играет пьесу под названием «Зефир» (как, наверное, вы поняли, тут имеется в виду легкий ветерок, а не пирожное). Послушайте, как упруго и элегантно звучит у него рикошет в самом начале пьесы (и потом везде, где повторяется рикошет). Хорошая иллюстрация того, какая легкость нужна в этом деле:

 

 

А вот для сравнения целая пьеса, полностью написанная и исполненная на рикошете (точнее, той его разновидности, которая называется в старых книгах и нотах штрихом «арпеджио»): послушать каприс Паганини номер один…

Играет Ицхак Перлман.
Прямо как зверь играет: аж от ззззззз-зубов отскакиввввв-вает….

Смотрите также: стаккато

  1. у меня не получается рикошет,ведь для него важен противовес(тот самый мизинец)а он у меня травмирован,точнее не он а рука травмирована и мизинец плохо управляется и не ощущается:((даже не знаю что делать,думаю стоит поиграть Паганини))там уже точно пойму в чем причина:)

    Comment by Семен — 10/04/2011 @ 15:32

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>