«Бесконечный смычок»,
или сверхмедленная скорость
/ Сколько же терабайт памяти занимает в голове скрипичная тема?.. Проглядывая недавно длиннейшее оглавление Азбуки, я была уверена, что на этом пора остановиться. И вот, пожалуйста: на следующий же день полезли мне в голову новые странички для Азбуки, которые начали упорно проситься сюда на сайт. Кажется, эта тема неисчерпаема. Бесконечна. Или нет: условно-бесконечна, как предмет нашего сегодняшнего разговора. /
—
«Бесконечный смычок»…
…Нет, таким он быть не может по определению. Есть у смычка и конец, и начало, а длина его трости исчисляется вовсе не километрами.
Но про некоторых особо продвинутых скрипачей все-таки порой говорят, что они обладают бесконечным смычком.
Речь здесь не о заколдованном предмете, купленном у какого-нибудь волшебного скрипичного мастера, а о некоей идеальной модели в сознании исполнителя. Он так распоряжается имеющимися в его распоряжении десятками сантиметров смычка, что возникает ощущение, будто нота может длиться вечно, если музыкант того захочет.
Если отойти от философских материй и не вдаваться в какие-нибудь труды лаборатории виртуалистики, то речь о способности вести смычок
очень,
о-че-нь,
о-ч-е-н-ь м-е-д-л-е-н-н-о,
при этом нисколько не теряя в качестве и красоте звука.
(То есть чтобы звук получался не такой, словно в квартире тремя этажами выше кто-то душит кошку, а такой, как надо: льющийся и певучий).
Особенно ценятся такие штуки в школе Ауэра.
Справедливости ради надо сказать, что широкое мелодическое дыхание на скрипке возможно и без «бесконечного смычка», ведь все равно любая музыкальная фраза длинней, чем даже самая длинная нота, сама эта фраза — лишь часть более длинного музыкального высказывания, да и оно, даже если это бесконечно длинная пьеса, все равно лишь часть бесконечного мироздания. Поэтому дело не только в длинных нотах. Наверное, важнее уметь менять направление смычка незаметно, чтобы «вдох» и «выдох» не привлекали к себе внимания. В этом смысле «бесконечный смычок» должен быть у каждого.
Владение же сверхмедленной скоростью совершенно необходимо лишь на одной какой-нибудь длинной, похожей на многоточие ноте в самом конце какой-нибудь кантиленной пьесы, когда нужно вести смычок
(как мы уже говорили)
МЕЕЕЕЕеееееедлееенноооооо…………
постепенно затухая…
рассеивая звук…
истаивая…
……….
…..
…
.
PS Встречаются на скрипке и сверхбыстрые скорости. Причем — о парадокс! — и там речь идет о бесконечности. См.: Непрерывное движение, мото перпетуо.
=
См. тж.:
Для ленивых и очень богатых придумали колёсную лиру 🙂
точно)