Анна Благая -

Бесконечный смычок

Скрипичная азбука

«Бесконечный смычок»,
или сверхмедленная скорость

/ Сколько же терабайт памяти занимает в голове скрипичная тема?.. Проглядывая недавно длиннейшее оглавление Азбуки, я была уверена, что на этом пора остановиться. И вот, пожалуйста: на следующий же день полезли мне в голову новые странички для Азбуки, которые начали упорно проситься сюда на сайт. Кажется, эта тема неисчерпаема. Бесконечна. Или нет: условно-бесконечна, как предмет нашего сегодняшнего разговора. /

-

«Бесконечный смычок»…

…Нет, таким он быть не может по определению. Есть у смычка и конец, и начало, а длина его трости исчисляется вовсе не километрами.

Но про некоторых особо продвинутых скрипачей все-таки порой говорят, что они обладают бесконечным смычком.

Речь здесь не о заколдованном предмете, купленном у какого-нибудь волшебного скрипичного мастера, а о некоей идеальной модели в сознании исполнителя. Он так распоряжается имеющимися в его распоряжении десятками сантиметров смычка, что возникает ощущение, будто нота может длиться вечно, если музыкант того захочет.

Если отойти от философских материй и не вдаваться в какие-нибудь труды лаборатории виртуалистики, то речь о способности вести смычок

очень,

о-че-нь,

о-ч-е-н-ь  м-е-д-л-е-н-н-о,

при этом нисколько не теряя в качестве и красоте звука.

(То есть чтобы звук получался не такой, словно в квартире тремя этажами выше кто-то душит кошку, а такой, как надо: льющийся и певучий).

Особенно ценятся такие штуки в школе Ауэра.

Справедливости ради надо сказать, что широкое мелодическое дыхание на скрипке возможно и без «бесконечного смычка», ведь все равно любая музыкальная фраза длинней, чем даже самая длинная нота, сама эта фраза — лишь часть более длинного музыкального высказывания, да и оно, даже если это бесконечно длинная пьеса, все равно лишь часть бесконечного мироздания. Поэтому дело не только в длинных нотах. Наверное, важнее уметь менять направление смычка незаметно, чтобы «вдох» и «выдох» не привлекали к себе внимания. В этом смысле «бесконечный смычок» должен быть у каждого.

Владение же сверхмедленной скоростью совершенно необходимо лишь на одной какой-нибудь длинной, похожей на многоточие ноте в самом конце какой-нибудь кантиленной пьесы, когда нужно вести смычок

(как мы уже говорили)

МЕЕЕЕЕеееееедлееенноооооо…………

постепенно затухая…

рассеивая звук…

истаивая…

……….

…..

.

PS Встречаются на скрипке и сверхбыстрые скорости. Причем — о парадокс! — и там речь идет о бесконечности. См.: Непрерывное движение, мото перпетуо.

=

См. тж.:

«Вверх смычком, вниз смычком»

Кантилена

фразировка

Филировка звука

Смычок

Окраска звука

На один смычок 

Вовремя остановиться

  1. Для ленивых и очень богатых придумали колёсную лиру :)

    Comment by Евгений — 26/04/2013 @ 14:48
  2. точно)

    Comment by annablagaya — 26/04/2013 @ 15:52

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>