Анна Благая -

Какие бывают темпы?

Скрипка | Скрипичная азбука  

 

Какие бывают темпы?
(дополнение к статье про темп)

Страница в разработке

Итальянское слово tempo значит «время». Время в живой музыке имеется в виду не строго математическое (которое можно измерить часами и другими механическими или электронными приборами), а чисто человеческое, заданное человеческими чувствами, эмоциями и движениями.

Музыкальные темпы изначально – это характеры, эмоции, настроения, что и отражено в их названиях. Именно эти эмоции и характеры (во всех их сложных видах и оттенках), а вовсе не число ударов в минуту, исполнитель и должен донести до слушателя.

 

! Известные нам сегодня темпы и их названия появились до того, как вошел в обиход метроном (механический прибор для отсчета равных периодов времени).  Нет достаточных оснований полагать, что указанное в начале пьесы (особенно созданной до 1816 года) человеческое настроение на итальянском языке – т.е. темп – действительно играется со скоростью столько-то ударов в минуту. Для пьес, созданных после 1816 года (т.е. после изобретения метронома Мельцеля) тоже не всё так однозначно.**

Какие бывают темпы? Беру список с «приборной панели» метронома, а объяснения (по возможности) из Муз. энциклопедии, которая  дает расширенные объяснения темпов, учитывающие их эмоциональную окраску и контекст:

  • Grave – тяжело, серьезно, важно
  • Largo – широко
  • Lento – медленно
  • Adagio – тихо, спокойно, медленно, первоначально «с нежностью»
  • Larghetto – довольно широко (более подвижно и текуче)
  • Andante – «идущий шагом» (темп обычного, неторопливого и не замедленного шага)
  • Andantino – более оживленный темп, чем Andante
  • Sostenuto – сдержанный, сосредоточенный
  • Comodo – удобно
  • Maestoso – величественно, торжественно, возвышенно
  • Moderato – умеренно, не спеша
  • Allegretto – указывает на оживленный и грациозный характер музыки
  • Animato  – одушевленно
  • Allegro – веселый, живой. Часто используется с дополняющими словами: Allegro assai, Allegro molto, Allegro moderato (умеренное Allegro), Allegro maestoso (величественное Allegro), Allegro risoluto (решительное А.), Allegro appassionato (страстное А.), Allegro con fuoco (пылкое А.), Allegro соn brio (пламенное А.), и т.д.
  • All.assai – см. выше
  • All. vivace – см. выше и ниже)
  • Vivace – живой, оживленный
  • Presto – быстро
  • Prestissimo – в высшей степени быстро

За всеми этими  наречиями и прилагательными — «величественно», «одушевленно» и т.п.  — закрепить некую цифру, некое число ударов в минуту можно только условно. Ясно, что применительно к разным произведениям и в исполнении разных музыкантов они будут звучать по-разному, так же как скорость «прогулочного шага» или «бега» для большинства из нас варьируется в зависимости от нашей цели, сопутствующих условий и от нас самих.

P.S. Список темпов на шкале метронома — далеко не полный. Исполнитель, открыв ноты, может столкнуться с такими указаниями, например, как tempo di minuetto, tempo di gavotta (в темпе менуэта; в темпе гавота).  Менуэт и гавот были популярными танцами несколько столетий назад. Авторы музыки, ссылавшиеся на темп этих танцев как на нечто широко известное, видимо просто не задумывались о том, что эти танцы когда-нибудь перестанут танцевать, а музыка, вдохновленная ими, останется. Однако так и произошло. Суровая реальность такова, что сегодня мы с вами понятия не имеем, в каком все-таки темпе танцевали в 17 веке менуэт или гавот, у нас нет прямых доказательств: средств звуко- или видеозаписи, как мы понимаем, тогда не было.

- -

** Прим.:

Как уже было сказано во вводной статье и в статье про метроном, многие великие музыканты не приняли этот механический прибор вовсе или приняли его с большими оговорками. И понятно, почему. Мы с вами дышим, ходим по улицам, разговариваем, думаем и чувствуем не с точно заданной скоростью столько-то ударов в минуту, и глупо будет применять метроном к нашей повседневной жизни. Так и в живой музыке, которая и есть квинтэссенция тончайших человеческих чувств, а часто еще и «слепок» с человеческих движений: и в ней темп тоже не выставляется буквально с помощью метронома. Да, метроном может выполнять справочную функцию (хотя мы должны уметь интерпретировать эту информацию), он может стать временным «лечебным корсетом» для тех начинающих скрипачей, пианистов и т.д., у кого под пальцами вдруг захромала и заковыляла мелодия. Но прямо перед выступлением ни один нормальный музыкант никогда не выставит себе метроном и не пойдет играть на сцену точно в том самом темпе, что ему предложила машина.

Впрочем, иногда бывает, что композитор прямо указывает перед произведением метрономный темп в цифрах. Казалось бы, вот тут-то все ясно и понятно. Но даже в этом случае бывают казусы. Говорят, что Шостакович в своих произведениях выставлял сумасшедшие темпы просто потому, … что у него дома стоял неисправный метроном. И пусть мы с вами метроном Шостаковича не видели своими  глазами=), но мы должны признать, что такая ситуация вполне возможна: метроном ведь, кроме всего прочего, не является высокоточным механизмом и сверке ни в какой палате мер и весов не подлежит.

А иногда бывает и так, что механически  заданная скорость здесь и сейчас вообще не воспринимается человеческой психикой как соответствующая заданному настроению, движение кажется чересчур суетливым или слишком затянутым. (Что вполне объяснимо, так как на наше восприятие  в каждый момент времени влияет слишком много факторов). Сколько в истории было случаев, когда исполнитель преданно исполняет указания автора, в том числе заданную по метроному скорость движения, а сам автор после выступления подходит к нему и говорит: «Все хорошо, голубчик, только что-то сегодня звучало медленновато, хотелось бы побыстрее…»

Чтобы такого не произошло, исполнитель часто вынужден корректировать темп прямо на месте, ориентируясь на главный, самый точный «прибор» – находящийся в нем самом. Он у хорошего музыканта, как правило, не ошибается. (Кстати, такой же «встроен» почти в каждого слушателя. Именно он сообщает слушателю, когда взятый темп – убедителен, а когда пора воскликнуть, прямо по Станиславскому, «Не верю!»)

В этом случае  бывает, что автор со слезами счастья на глазах подбегает к исполнителю, только что нагло проигнорировавшему заданный в нотах метрономный темп, и говорит ему уже так: «Вот спасибо, голубчик, вот уважил! Вот именно такой темп я и имел в виду!!!»

…Парадокс? Да. Но такова вся жизнь, где все течет и изменяется и где, как известно, нельзя войти в одну реку дважды.

Хотя… Это тема следующей статьи.

-

См. статью о темпе в Муз. энциклопедии

и в Музыкальном словаре

-

См. также: Украденное время

Агогика

Ритм

  1. http://en.wikipedia.org/wiki/Tempo

    Comment by Слава — 31/08/2011 @ 14:46
  2. Про человеческую субъективность есть очень замечательная статья:

    http://psylib.org.ua/books/_bugen01.htm

    Дж. Бьюдженталь — ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.

    Comment by Алексей — 27/08/2014 @ 13:15
  3. Спасибо, почитаю!

    Comment by annablagaya — 27/08/2014 @ 17:58
  4. Да уж!

    Comment by designer — 17/07/2015 @ 17:19

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>