Анна Благая -

Необъективно

Скрипичная Азбука

Необъективно

В музыке нет и не может быть объективности, потому что музыка — это чувства, эмоции, жизненный опыт. Это всё «слишком человеческое»; и как бы человек себя ни называл — классиком или романтиком, и кем бы он ни был — рационально мыслящим левополушарным индивидуумом либо иррационально мыслящим правополушарным, он всё равно остается именно человеком, слушает человеческими ушами и интерпретирует человеческим мозгом. Всё, что он слышит, видит, ощущает, проходит сквозь призму его чувств, мыслей, симпатий и антипатий, пристрастий и вкусов.

И всё равно всё это всегда не объективно, а субъективно.

Потому что в музыке мы имеем дело с субъектом, а не объектом.

-

Необъективны современники, а потомки судят по их отзывам.

Сколько уже раз сменялись эпохи, которые требовали от исполнителей и творцов того или иного стиля, тех или иных черт характера. В классицистскую эпоху были популярны личности одного типа, в романтическую — иного*. Меняется эпоха — забываются прежде блистающие имена, появляются новые и извлекаются с чердаков иные, прежде забытые.

А если сменить масштаб, вернуться к нашим повседневным делам — необъективны педагоги и конечно же, их конкуренты — другие педагоги, особенно во время экзаменов.

Необъективны члены жюри на конкурсах, те, по чьей протекции делаются карьеры. Конечно, необъективны импресарио.

Необъективны великие — лучшие сыны эпохи — и еще того пуще, хотя и по-иному, необъективны бездарности.

-

И нигде нет четких и строгих «объективных» критериев, по которым можно тут же отличить «настоящего» художника. Если только когда-нибудь будет лучше объяснено существование духовного мира, если будет хотя бы немного лучше изучена душа…

Внешние же приметы ненадежны.

Чистая интонация, совершенная техника, красивый звук? Но ими в той или иной мере обладают многие, да к тому же всё относительно.

То, что мы называем «чистой интонацией» — это не то же самое, что чистая интонация в строгом математическом смысле (см. тексты на тему зонной природы музыкального слуха). Строгая математическая интонация мало что нам говорит. Красивое, выразительное и при этом «чистое» (по человеческим меркам) интонирование может быть оценено лишь ухом, соответствующим образом настроенным.

Блестящая техника может быть плюсом, как и минусом, мы знаем примеры, когда великих обвиняли из-за нее в шарлатанстве.

А под красивым звуком в разные эпохи понимают разные вещи.

Должен ли он быть большим красивым звуком? Или можно удовольствоваться небольшим красивым звуком? Какую окраску этого звука мы считаем красивой? И что такое вообще красота? В одну эпоху красивым считается то, что отвергается до того и после. Многое зависит от контекста, который меняется без нашего желания.

Как же можно посвящать всю свою жизнь столь эфемерным, столь ненадежным материям?..

Наверное, всё проще, если верить, что материальное вторично. Что каждый из нас доступными ему средствами (с помощью скрипки, карандаша или ручки, кисти, танца, клавиатуры компьютера…) на самом деле открывает или создает духовные миры. А потому каждая сделанная нами по-настоящему работа остается на духовном уровне, и пусть устаревает ее внешняя материальная оболочка, бессмертными остаются идеи, образы и мечты.

- -

P.S. Эта страничка — одна из многих в целой грозди родственных тем, см.

Правополушарные и левополушарные музыканты

ЭмпатияОсобенности восприятия, Конкурсы

- -

* Прим.: См. очерки в книгах Л. Раабена «Жизнь замечательных скрипачей» и «Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов».

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>