Анна Благая -

Скрипичная азбука. Аккорды

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Аккорды

Черновик статьи для Азбуки

 

Все знают, что аккорды — это когда одновременно звучит целая гроздь нот. Пианисты просто нажимают сразу несколько клавиш, и получается аккорд. Но на скрипке всё не так, как кажется. На скрипке аккорды если и звучат слитно, то благодарить за это нужно разве что чудеса восприятия и ловкость рук скрипачей. А в  действительности, если мы скрипичный аккорд рассмотрим «под микроскопом» (а точнее — в замедленной съемке), то окажется, что там верхние ноты там начинают звучать все-таки позже, чем нижние.

По-настоящему слитные аккорды с тех пор, как классические скрипачи отказались от смычка в форме лука, стали утопией. И не надо быть великим геометром, чтобы понять, в чем тут фокус.

Дело в том, что у нас струны натянуты по принципу арки — две струны в середине расположены несколько выше, чем две крайние. Получается такой горбатый мостик. (Видимо, именно поэтому то, что мы называем подставкой, у англичан зовется bridge — то есть «мост»). А поскольку смычок у нас не дугообразный, а прямой, да с хорошо натянутым волосом — становится ясно, что этим двум столь разным плоскостям никак не совпасть: нельзя провести таким смычком одновременно по всем струнам. Ну, может быть, какой-нибудь великий математик когда-нибудь и решит эту задачу (не раньше, чем разберется с квадратурой круга и вечным двигателем!), а пока скрипачи придумали собственное решение.

Они аккорды попросту делят.

Четырезвучный аккорд «раскладывается» пополам по схеме 2+2, то есть (даю русские/латинские обозначения струн):  {Соль+Ре | Ля+Ми}  (G+D | A+E).

Трезвучный — {Соль+Ре_Ре+Ля} или {Ре+Ля_Ля+Ми}  (G+D_D+A или D+A_A+E). Средняя струна здесь — как бы перевалочный пункт, связующее звено между двумя крайними струнами.

Чтобы места «сгиба» в аккордах не были слишком видны, всё это проделать придётся довольно быстро и ловко. В этом случае быстрые трезвучные аккорды могут восприниматься со стороны цельными, а четырезвучные сохраняют концертный дух, не застопориваются, не застревают в самом неподходящем месте.

Продолжение (и видеопримеры) — следуют

  1. ЗдОрово! Когда моей маленькой Ляльке дали разучивать песенку с аккордом в 3 ноты (двойные мы уже освоили), я никак не могла взять в толк, как же сыграть эти три ноты вместе? Учительница показала, и Лялька довольно легко освоила — и главное, ей самой нравится, как у нее лихо получается! :)

    Comment by Sofia — 12/01/2011 @ 19:51
  2. Ну видите как хорошо :)

    Comment by annablagaya — 13/01/2011 @ 13:37

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>