Анна Благая -

Скрипичная азбука. Смычок

Скрипка | Скрипичная азбука

Смычок

Bow

Черновик статьи для Азбуки.
Будет уточняться и дополняться

Со смычком интересная происходит история:

  • По-итальянски и по-испански »смычок» — это arco (тем же словом обозначается и боевой лук)
  • По-французски — archet (в то время как »лук» — arc)
  • По-немецки — Bogen (так же как и лук)
  • По-английски — bow (то же, что и лук).

Если мы дальше пороемся в словарях (скажем, тут), то обнаружим, что:

  • По-польски «смычок» — это łuk
  • По-чешски, по-хорватски, по-словацки — luk
  • По-сербски — лук
  • По-болгарски — лък
  • По-словенски — lok (ср. по-норвежски «лук» это løk )
  • По-румынски — arc

Почему так?

Дело в том, что когда-то смычок действительно выглядел как лук: он был дугообразным, и даже волос, словно тетиву, во время игры натягивали пальцами. Таким смычком играли на струнных инструментах, предшествовавших скрипке.

bow-manuscript1w

Царь Давид, играющий на старинном инструменте крут (с южнофранцузской миниатюры XI в.)

bow-manuscript2w

смычок к инструменту ребек (Германия, 1511)

Чем-то подобным и сейчас играют на народной греческой/турецкой скрипке, которая распространена на черноморском побережье Турции, примерно там же, где  находится Панагия Сумела.

(! Тема на будущее. Тут нужно иметь в виду, что пришел смычок с Востока; мне кажется, что вокруг этой скрипки — черноморской кеманчи, или понтийской лиры (а также кеманчи, на которой играют на Кавказе) — вертится что-то интересное, и ведет дорожка, возможно, в Персию.  К этому надо будет еще вернуться и прояснить. Ссылки: 1. черноморская кеманча, 2. кеменче).

Но вернемся к профессиональному классическому скрипичному смычку и к европейской музыке.

С тех пор, когда смычок еще напоминал по форме боевой лук, много воды утекло — несколько столетий. За это время уличная скрипка победила своих аристократических струнных собратьев-конкурентов,  а потом несколько поколений скрипачей-виртуозов и мастеров отшлифовали конструкцию смычка. Смычок все больше выпрямлялся и вытягивался, приобретая постепенно очертания не столько лука, сколько шпаги (сходство с последней, конечно,  не буквальное, и все же…).  Взамен плавных, обнимающих все струны аккордов (которые так просто было делать дугообразным смычком) постепенно стали появляться штрихи, скорее, »колюще-режущие».

bow-musenc-w

Современный смычок остается главным орудием скрипача, но это уже — орудие мирного времени. Разве что иногда в некоторых движениях скрипача-солиста (во взмахе смычком во время концертов /=соревнований/ для скрипки с оркестром, в блестящих хитроумных штрихах виртуозных пьес) проглядывает доблестное «воинское» прошлое.

См.: Атака
Вверх смычком, вниз смычком
Аккорды
Штрихи
Скрипка

- -

Части смычка и скрипки: схема

- -

См. также статью о смычке из Музыкальной энциклопедии

смычки знаменитого смычкового мастера Турта-младшего (фото)

книга об истории смычка на англ. яз. — The Bow, Its History, Manufacture and Use — Henry Saint-George

King Charles IV Violin Bow

статья в Википедии (англ.)

- -

см. также: Скрипка и фехтование 

- -

Прим.:

** Кстати,  считается, что  человечество обратило внимание на звучание струн именно при натяжении тетивы лука, при отпускании стрелы, именно после этого стали появляться струнные инструменты.

*** Иллюстрации: 1) и 2) — из книги М.Сапонова «Менестрели» (М.,1996), 3) из Музыкальной энциклопедии

  1. Здравствуйте, Анна. Спасибо Вам большое за ещё одну очень интересную статью, да и вообще за существование этого сайта!

    Также у меня возникло желание и потребность обратиться к Вам за советом. Хотела с Вами проконсультироваться по поводу покупки нового смычка, так как у Вас есть и богатый опыт и Вы не консультант в магазине, который что-то захочет специально подсунуть, увидев что я мало разбираюсь в этом деле. Боюсь сразу идти в магазин, а с преподавателем моим об этом особо не поговоришь.

    Моему смычку уже 2,5 года, покупала его недорого, дерево непонятно какое, может Бразильское. За это время от незнания я пользовалась не очень хорошей канифолью, да и не меняла волос совсем. Сейчас смычок неплохо цепляет струну только тогда, если его натереть огромным колличеством канифоли. Эффекта хватает минуты на 2-3, но разница с большИм колличеством канифоли и без неё очень заметна!

    Я бы очень хотела на днях приобрести смычок, который бы служил мне ещё несколько лет для уже более серьёзных занятий.

    Нашла на сайте украинского мастера полезную статью о выборе смычков, поняла что хороший смычок стоит очень немалых денег и его чувствительность и играбельность зависит от его класса. Вот терзают сомнения, не знаю за сколько можно было бы купить неплохой студенческий смычок и хватит ли мне бюджета, которым я располагаю (около 250 евро)или же лучше подсобирать побольше денег. Хотелось бы конечно поскорей решить ситуацию со смычком, так как старый уже совсем негодный, а менять волос в нём нецелесообразно и мастер не возьмётся.

    Я нашла магазин, в котором представлен некоторый ассортимент смычков, мне придётся выбирать один из них. Хочу взять смычок из фернамбука. Хотела посоветоваться какая вероятность того что смычок около 200 евро, например этот (я так понимаю производство — Китай) будет неплохим — http://sinfonietta.com.ua/pernambuco-and-brazilwood-violin-bows/pernambuco-violin-bow-1096vn. И на сколько например такой мастеровой может его превосходить http://sinfonietta.com.ua/pernambuco-and-brazilwood-violin-bows/aknoll184-pernambuco-violin-bow .

    Не знаю как самой разобраться, не хочется уже в который раз делать ошибки. Посоветуйте пожалуйста как лучше было бы поступить. Заранее Вам Спасибо!

    Comment by Евгения — 07/04/2013 @ 03:13
  2. Евгения, лучше бы проконсультироваться по этому поводу у мастера, и потом надо пробовать смычок вместе с вашим педагогом. Это не теория, а практика, ведь невозможно заочно узнать по интернету, как звучит тот или иной смычок и как он себя проявляет в деле. Кстати, этот Ваш комментарий тесно связан с предыдущим комментарием, поэтому я постаралась ответить вот здесь http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/akustika/comment-page-1/#comment-32590 сразу на оба.

    Comment by annablagaya — 08/04/2013 @ 11:04
  3. Кстати, интересно, что на профессиональных форумах теперь рассматривают, в том числе, и вовсе не деревянные, а… карбоновые смычки (если речь о недорогих). См. здесь

    Comment by annablagaya — 08/04/2013 @ 11:51
  4. Спасибо большое за все Ваши ответы!

    У меня возник ещё один интересный вопрос, думаю было бы полезно и интересно его тут тоже задать. Я заметила, что для меня слишком велик целый смычок и из-за этого я невольно увожу руку в сторону. Скрипачи называют это (заводить руку за спину). При этом я девушка довольно стандартной комплекции, рост около 167, а руки абсолютно пропорциональны к телу, они не выглядят короткими. При этом если не заводить руку «за спину», выпрямляя её до предела всё равно не дохожу к кончику смычка. Если же не тянуть руку изо всех сил, то остается сантиметров 8 до конца смычка.

    Знаю что есть смычки размером 7/8. У меня возник вопрос, быть может мне стоит попробовать поиграть таким смычком и он мне подойдёт лучше? Вместе с этим появляется ещё один вопрос, почему смычок на 7/8 так непопулярен, есть же множество девушек моей комплекции, возможно и они испытывают такое неудобство? Интересно было бы услышать Ваше мнение, так как никогда, к сожалению, не имела дела с такими смычками.

    Заранее спасибо!

    Comment by Евгения — 12/04/2013 @ 03:36
  5. Евгения, до самого конца смычок тянуть совсем не нужно, какое-то пространство действительно остается неиспользованным и это ОК.
    Про 7/8, честно говоря, сказать ничего не могу — у меня такой же примерно рост, как у вас, и я (насколько помню — с позднего детства) играю целым смычком.

    Comment by annablagaya — 12/04/2013 @ 19:15
  6. Содержательно. Спасибо

    Comment by Сергей — 11/04/2014 @ 19:36

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>