Интересные факты о скрипке
Интересные факты о скрипке
(Анна Благая)
Бог или дьявол?
Легенды о скрипачах, якобы продавших душу дьяволу, известны всем: вспомним хотя бы Никколо Паганини.
Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство — даже в тихой Норвегии их считали пособниками темных сил, а норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.
Но не все знают, что были и прямо противоположные сюжеты!
Если мы заглянем в более древний «слой» времени, мы обнаружим, что со смычковыми инструментами, родственными скрипке, вообще-то изначально изображались на фресках храмов и в рукописных Библиях ангелы, а в одной старинной рукописи Христос был назван не кем-нибудь, а «возлюбленным скрипачом».
Подобные вещи позже замалчивались, а фрески уничтожались, но на фреске Софийского собора в Киеве и сейчас можно увидеть музыканта, играющего на смычковом инструменте.
(И не только там. См. страницу «Ангелы со скрипками (фрески)»)
Почему улыбалась Мона Лиза
Леонардо распорядился, чтобы все время, пока в его студии позирует Джоконда, там звучала музыка в исполнении струнных. Улыбка модели была отражением звучавшей музыки; видимо, поэтому ее считают не то улыбкой ангела, не то улыбкой дьявола. (См. выше: Бог или дьявол?)
Вообще художник, видимо, не случайно провел этот эксперимент с музыкой. Ведь он хотел добиться в своей картине синтеза, единства противоположностей (см. об этом у Чичерина в книжке о Моцарте). А скрипка обладает именно таким свойством. Ауэр цитировал слова Берлиоза о том, что «Скрипка способна ко множеству явно противоположных оттенков экспрессии. Она обладает силой, легкостью и грацией, передает мрачное и радостное настроение, мысль и страсть. Надо только уметь заставить ее говорить».
Скрипки и венецианские гондолы
В фильме «Страдивари» (с Энтони Куином) есть красивый эпизод: скользившая в лучах закатного солнца гондола, на корме которой играл скрипач, настолько поразила воображение юного Антонио Страдивари, что он бросился в воду, увязался за скрипачом и в конечном счете стал скрипичным мастером.
У скрипки и гондолы и в самом деле есть нечто общее. Причем эта связь — не только эстетическая, она проявляется и на самом что ни на есть «органическом» уровне.
В скрипках легендарной кремонской школы используется тот же явор (волнистый клен) из Далмации и Боснии, который шел для весел венецианских гондол.
Машина времени
У хороших скрипачей, помимо слуха и ловкости, есть некоторые таланты, пока не объясненные наукой. В том числе — способность управлять временем. (Это умеют не только скрипачи, но все концертирующие музыканты-исполнители). В. Григорьев пишет о любопытном механизме, позволяющем «путешествовать во времени» (назовем это так), когда вся пьеса в сознании музыканта сворачивается в некую формулу, код, и разворачивается уже при игре на сцене. Были и случаи, когда «машина» давала сбой. (Что, разумеется, только доказывает ее существование=) Есть ряд интересных свидетельств о том, как тот или иной виртуоз останавливался, сыграв всего одну ноту, потому что время для него прошло с иной скоростью, чем для слушателей, и все произведение успело уже полностью отзвучать в его сознании.
Еще интересный момент: музыканты часто выглядят моложе своих лет. Видимо, и тут дело в том, что на сцене время течет по-другому. Но есть и еще кое-что. Оперный бас Маторин вспоминает по этому поводу слова Образцовой о том, что «мы, артисты, до старости — Машка, Петька, Катька, потому что большую часть времени проводим не в этом мире». (То есть в мире творческом — это другое измерение, где время замедляется). Науке только предстоит эти вещи объяснить.
Виртуозы — это ученые
Когда-то слово virtuoso применялось к ученым. Многие скрипачи были не только артистами, художниками, поэтами скрипки, но и учеными и изобретателями. (Одно скрипичное произведение, написанное в те времена, так и называлось: «соната для изобретательной скрипки»).
Слово «виртуоз» теперь употребляется (если мы говорим о музыке) лишь в одном значении — «техническом». Между тем положение дел не изменилось: чтобы хорошо играть на скрипке, в том числе виртуозную музыку, по-прежнему нужно иметь не развитую мускулатуру, а гибкий ум и сильную интуицию.
Интересно, что верно и обратное: скрипка стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение). Не зря многие выдающиеся умы любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте, чтобы подготовить ум к рождению новых идей. (См. — скрипка Шерлока Холмса и Эйнштейна).
— —
См. также: Как скрипка развивает воображение
Смотрите сами, или Как музыка развивает мозг (НОВОЕ)
Пословицы и поговорки о скрипке
Мифы и легенды о скрипке (скрипка в литературе)
и статьи из Скрипичной Азбуки:
Пред-слышать, пред-чувствовать, Беглость
— —
…Вернуться к оглавлению раздела Скрипка (книги, ноты, фильмы, скрипичная азбука и др.)
7 комментариев
DrJones
Было бы интересно узнать что борьбу со скрипкой у нас лоббировали производители колоколов, а в Западной Европе — изготовители органов. За всей ведь этой чепухой часто кроется вполне нормальный материальный интерес, вот как та же Реформация в Германии. Не за веру ведь Лютер работал.
annablagaya
:)) вот это свежий взгляд! а что.. вполне может быть!
Юлия
Спасибо за интересную информацию! Не могла оторваться. Продолжение будет?
annablagaya
Продолжение скрипичной части сайта будет на 100 %, продолжение именно этой конкретной страницы тоже будет скорее всего!
Аноним
полезная информация!
юлия
Потрясающе интересно! Спасибо!
annablagaya
Юлия, это правда очень интересная тема. И, похоже, неисчерпаемая. Как раз буквально пять минут назад мне друг детства-математик дал мне одну невероятно интересную ниточку для дальнейших изысканий… Скоро я информацию по ней переварю и напишу об этом.
А пока — вот смотрите еще здесь http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/smotrite-sami/