Анна Благая -

Пред-слышать

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Пред-слышать,
пред-чувствовать

Один из тех интересных фокусов с временем (см. также про время  здесь: Беглость).

Чтобы сыграть на скрипке ноту чисто (с чистой, верной  интонацией), нужно как бы услышать ее внутренним слухом еще до того, как она начала звучать. Даже до того, как рука переместилась (допустим) в какую-нибудь высокую позицию, чтобы взять эту ноту. То есть сознание должно хотя бы на несколько долей секунды опережать реальность. Сначала появляется звучащий прообраз ноты, а потом она (сама!!) оказывается под пальцем.

Кстати, про то, что ноту (в случае  «бросков» перед ней) надо именно «брать», а не «попадать» на нее, говорил всё тот же мудрый Гольденвейзер.  Парадоксы нашего сознания таковы, что, захотев куда-то скакнуть и «попасть», мы запросто можем сорваться, а вот если мы собираемся что-то просто «взять» — результат практически гарантирован. Неудивительно: ведь прообраз предстоящего действия в этом случае — более чёткий.

См. также: Гриф

  1. Несколько лет назад, моя тетя, (которая на год старше меня(мне 14 лет)), учила меня играть на фортепиано. Вернее учила меня нажимать на клавиши так, что-бы получалось некое подобие «Собачьего вальса». И всегда, перед тем, как играть, я вспоминала, и проигрывала мелодию в уме, а потом только, я выводила ее на фортепиано. Правда, я так, и не выучила ее полностью! :)

    Comment by Екатерина — 23/11/2010 @ 13:21
  2. Ну, тут ведь дело не совсем в том, чтобы полностью предварительно «сыграть» в уме произведение, а уж потом его озвучивать. Тут скорее подсознательная работа — сверхбыстро, на лету, уже во время звучания пьесы предвосхищаешь то, что появится дальше. То есть это нечто, связанное скорее с интуицией, не с нашим обычным повседневным способом мышления.

    Comment by annablagaya — 07/12/2010 @ 14:12

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>