Анна Благая -

Интересные факты о скрипке

Скрипка

Интересные факты о скрипке
(Анна Благая)

Бог или дьявол?

Легенды о скрипачах, якобы продавших душу дьяволу, известны всем: вспомним хотя бы Никколо Паганини.

Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство — даже в тихой Норвегии их считали пособниками темных сил, а норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.
Но не все знают, что были и прямо противоположные сюжеты!

Если мы заглянем в более древний «слой» времени, мы обнаружим, что со смычковыми  инструментами, родственными скрипке, вообще-то изначально изображались на фресках храмов и в рукописных Библиях ангелы, а в одной старинной рукописи Христос был  назван не кем-нибудь, а «возлюбленным скрипачом».

Подобные вещи позже замалчивались, а фрески уничтожались, но на фреске Софийского собора в Киеве и сейчас можно увидеть музыканта, играющего на смычковом инструменте.

(И не только там. См. страницу «Ангелы со скрипками (фрески)»)

Почему улыбалась Мона Лиза

Леонардо распорядился, чтобы все время, пока в его студии позирует Джоконда, там звучала музыка в исполнении струнных. Улыбка модели была отражением звучавшей музыки; видимо, поэтому ее считают не то улыбкой ангела, не то улыбкой дьявола.  (См. выше: Бог или дьявол?)
Вообще художник, видимо, не случайно провел этот эксперимент с музыкой. Ведь он хотел добиться в своей картине синтеза, единства противоположностей (см. об этом у Чичерина в книжке о Моцарте). А скрипка обладает именно таким свойством. Ауэр цитировал слова Берлиоза о том, что «Скрипка способна ко множеству явно противоположных оттенков экспрессии. Она обладает силой, легкостью и грацией, передает мрачное и радостное настроение, мысль и страсть. Надо только уметь заставить ее говорить».

Скрипки и венецианские гондолы

В фильме «Страдивари» (с Энтони Куином) есть красивый эпизод: скользившая в лучах закатного солнца гондола, на корме которой играл скрипач, настолько поразила воображение юного Антонио Страдивари, что он бросился в воду, увязался за скрипачом и в конечном счете стал скрипичным мастером.

У скрипки и гондолы и в самом деле есть нечто общее. Причем эта связь — не только эстетическая, она проявляется и на самом что ни на есть «органическом» уровне.

В скрипках легендарной кремонской школы используется тот же явор (волнистый клен) из Далмации и Боснии, который шел  для весел венецианских гондол.

 

Машина времени

У хороших скрипачей, помимо слуха и ловкости, есть некоторые таланты, пока не объясненные наукой. В том числе —  способность управлять временем. (Это умеют не только скрипачи, но все концертирующие музыканты-исполнители). В. Григорьев пишет о любопытном механизме,  позволяющем «путешествовать во времени» (назовем это так), когда вся пьеса в сознании музыканта сворачивается в некую формулу, код, и разворачивается уже при игре на сцене. Были и случаи, когда «машина» давала сбой. (Что, разумеется, только доказывает ее существование=) Есть ряд интересных свидетельств о том, как тот или иной виртуоз останавливался, сыграв всего одну ноту, потому что время для него прошло с иной скоростью, чем для слушателей, и все произведение успело уже полностью отзвучать в его сознании.

Еще интересный момент:  музыканты часто выглядят моложе своих лет. Видимо, и тут дело в том, что на сцене время течет по-другому. Но есть и еще кое-что. Оперный бас Маторин вспоминает по этому поводу слова Образцовой о том, что «мы, артисты, до старости — Машка, Петька, Катька, потому что большую часть времени проводим не в этом мире». (То есть в мире творческом — это другое измерение, где время замедляется). Науке только предстоит эти вещи объяснить.

 

Виртуозы - это ученые

Когда-то слово virtuoso применялось к ученым. Многие скрипачи были не только артистами, художниками, поэтами скрипки, но и учеными и изобретателями. (Одно скрипичное произведение, написанное в те времена, так и называлось: «соната для изобретательной скрипки»).

Слово «виртуоз» теперь употребляется (если мы говорим о музыке) лишь в одном значении — «техническом». Между тем положение дел не изменилось: чтобы хорошо играть на скрипке, в том числе виртуозную музыку, по-прежнему нужно иметь не развитую мускулатуру, а гибкий ум и сильную интуицию.

Интересно, что верно и обратное: скрипка стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение).  Не зря многие выдающиеся умы любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте, чтобы подготовить ум к рождению новых идей. (См. — скрипка Шерлока Холмса и Эйнштейна).

- -

См. также: Как скрипка развивает воображение

Смотрите сами, или Как музыка развивает мозг (НОВОЕ)

 Пословицы и поговорки о скрипке

 Мифы и легенды о скрипке (скрипка в литературе)
и статьи из Скрипичной Азбуки:
Пред-слышать, пред-чувствовать, Беглость

- -

…Вернуться к оглавлению раздела  Скрипка (книги, ноты, фильмы, скрипичная азбука и др.)

или послушать скрипку

  1. Было бы интересно узнать что борьбу со скрипкой у нас лоббировали производители колоколов, а в Западной Европе — изготовители органов. За всей ведь этой чепухой часто кроется вполне нормальный материальный интерес, вот как та же Реформация в Германии. Не за веру ведь Лютер работал.

    Comment by DrJones — 04/05/2010 @ 20:21
  2. :) ) вот это свежий взгляд! а что.. вполне может быть!

    Comment by annablagaya — 05/05/2010 @ 12:43
  3. Спасибо за интересную информацию! Не могла оторваться. Продолжение будет?

    Comment by Юлия — 12/04/2012 @ 17:17
  4. Продолжение скрипичной части сайта будет на 100 %, продолжение именно этой конкретной страницы тоже будет скорее всего!

    Comment by annablagaya — 12/04/2012 @ 18:39
  5. полезная информация!

    Comment by Аноним — 21/03/2013 @ 22:39
  6. Потрясающе интересно! Спасибо!

    Comment by юлия — 27/11/2015 @ 00:54
  7. Юлия, это правда очень интересная тема. И, похоже, неисчерпаемая. Как раз буквально пять минут назад мне друг детства-математик дал мне одну невероятно интересную ниточку для дальнейших изысканий… Скоро я информацию по ней переварю и напишу об этом.

    А пока — вот смотрите еще здесь http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/smotrite-sami/

    Comment by annablagaya — 27/11/2015 @ 11:51

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>