Беглость
Пальцев у нас на грифе всего 4, а нот в быстрых пассажах — десятки и сотни. И все они сменяются быстро. Значит, пальцы должны быстро бегать.
Эту самую беглость пальцев специально развивают с помощью всяческих упражнений и этюдов (см. ноты).
Причём вот что парадоксально: когда исполнитель уже довольно продвинутый (и пальцы у него уже ого-го какие беглые), он хоть и играет пассажи и пьесы в предельно быстром темпе, а скорости — уже не чувствует. Наоборот, время для него словно застывает. Словно стоит на месте.
Видимо, тут активизируются какие-то резервные структуры мозга, позволяющие «сжимать» и «разжимать» время. (Кстати, про «сверхъестественные» способности музыкантов обращаться с временем — «сворачивать» и «разворачивать» его — интересно писал В. Григорьев, об этом мы ещё как-нибудь поговорим)***.
Примерно то же самое происходит на войне и в прочих ситуациях, угрожающих жизни: зафиксированы случаи, когда человек наблюдал летящую ему в лоб пулю словно в замедленной съёмке, время для него как бы растягивалось, и он успевал увернуться.
Неудивительно, что наши занятия и концертные выступления, в которых так щедро расходуются резервные силы организма, настолько энергозатратны.
— — —
*** См.: В.Ю. Григорьев. О роли времени в исполнительском творческом процессе