Анна Благая -

«Заниматься»

Скрипка | Скрипичная азбука

«Заниматься»

Эта статья азбуки  создана для тех, кто имеет дело с нами, музыкантами, или хочет понять, как мы устроены.

Имейте в виду, что когда музыкант-инструменталист говорит вам: «иду заниматься«, не надо его переспрашивать, чем: имеется в виду всегда работа за инструментом.

Сколько музыкант занимается на скрипке, фортепиано и т.д.? В идеале для занятий должен быть в его распоряжении целый день, семь дней в неделю, без выходных и без отпусков. Занятия — тяжелый труд, не столько физический, сколько умственный. (Необразованные люди этого обычно не понимают,  так же как не знают, что консерватория — это, оказывается, высшее образование и там еще и трудно учиться и принимают туда не всех).

Длительные перерывы в занятиях грозят потерей формы и даже, как считается, невозможностью восстановиться в профессии. Правда, есть исключения (я испытала это на собственной шкуре: продолжила концертировать после пятилетнего перерыва в занятиях, но, видимо, тут роль сыграло данное природой строение рук, и я не знаю, можно ли подобные «эксперименты» проводить каждому).

В общем же и в целом все скрипачи стараются заниматься всегда, в любых обстоятельствах. Скрипач Наум Латинский (согласно семейному преданию) даже во время войны, будучи солдатом (!!!), играл на скрипке: он взял инструмент с собой на фронт и дошел в боях до Берлина, занимаясь ночами. (!!!)

Хотя занятия по ночам, да еще и на войне - это, конечно, крайний случай. Обычно все-таки действие разворачивается днем и в мирное время.

День, выделенный для занятий, мы все тратим по-разному. Кто-то и правда играет восемь часов подряд и потом валится с ног от переутомления. Правда, такой вид занятий часто приносит вред: притупляется свежесть восприятия и сознание «замыливается», игра становится механической, и в конечном  счете даже технические приемы могут на время перестать получаться — из-за усталости. (То есть, перезанимавшись, можно, наоборот, завалить ответственное выступление).

Другой вариант, более удачный — играть понемногу и делать перерывы, чтобы чистой игры получилось  часа три-четыре (но вместе с отдыхом на это все равно уходит целый день). Кстати, именно этот, второй вариант, советовал своим ученикам знаменитый скрипач и педагог Ауэр, а также не менее знаменитый фортепианный профессор Гольденвейзер.

Наиболее продвинутые скрипачи умеют заниматься вообще «виртуально», то есть без инструмента, смотря в ноты или просто представляя себе работу над пьесой  в уме.  На это требуется еще больше концентрации ума и такая работа еще больше утомляет, но в некоторых ситуациях (если у тебя нет под рукой инструмента и не предвидится возможности полноценно позаниматься) она бывает незаменимой.

А некоторые скрипичные гении, такие как Паганини, изрядно назанимавшись в детстве, во взрослом состоянии могут совершенно не притрагиваться к инструменту (что свидетельствует, впрочем, лишь о том, что умение заниматься перешло к ним в подкорку, на какие-то особенно глубокие, уже неосознаваемые уровни психики). Но ум их должен быть в постоянном контакте с инструментом, должна сохраняться некая  психологическая связь с ним.

Некоторые люди могут совмещать  занятия скрипкой с другой творческой работой (например, с написанием текстов; лично мне такое сочетание  даже помогает). Но важно при этом оставаться на «творческой» волне. Даже гениальный скрипач, умеющий заниматься «в уме», совершенно не притрагиваясь к скрипке, если  будет работать полный рабочий день, нагружая свой мозг не связанной с творчеством рутинной работой (или вовсе его не нагружая), играть все-таки, скорее всего, разучится.

Хотя… кто знает. А может быть, и нет.

-

Читайте также: К. Мострас — Система домашних занятий скрипача (скачать книгу)

-

Скрипка | Скрипичная азбука

 

  1. Вы ищите себя, хотя талантливы и пр. Но время наше не для Творчества и его учеников. Смею утверждать, что данный нам талант от Б., распустившийся в годы юности и приглушенный по обстоятельствам, всегда пробъет брешь в темноте повседневности. Достигнув по жизни чего желал, явно тяготился недореализованным даром. Десятилетия прошли как бросил скрипку ради «хлеба», но вот опять играю и даже лучше, но для себя и близких. И это ЗДОРОВО!
    Успехов Вам.

    Comment by anat — 16/05/2011 @ 15:11
  2. > Вы ищите себя, хотя талантливы и пр.

    Какая прелесть)))))

    Вы — прямо живое напоминание об одной из страниц моей Азбуки))))
    P.S. Это я по поводу первой части Вашего комментария, касающейся, как я поняла, меня))).
    Что же касается второй части, где Вы пишете про свой опыт, то это действительно здорово и я абсолютно Вас понимаю и поддерживаю. Согласна, что после перерыва играется даже лучше.

    Comment by annablagaya — 16/05/2011 @ 17:00
  3. Выше Творчества нет вершин.
    Нас всех талантом наделяют. Красота и доброта — одни из граней первозданного Начала дарящего одним творить, другим дарить, а третьим благодарно принимать дары Природы. Чем раньше мы в себе найдем Творцом заложенную суть и набиремся жизненного опыта, без которого не раскрыться никогда, тем больше сможем «натворить».
    Творцов — немного и это тоже здраво.

    зы: зашел на сайт разыскивая ноты Джона Корилья́но. Есть Ваши записи?

    Comment by anat — 21/05/2011 @ 00:27
  4. Согласна.

    Нет, я Корильяно не играла. Хотя вы мне подали идею.. может быть, как-нибудь

    Comment by annablagaya — 21/05/2011 @ 16:15

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>