Анна Благая -

Ритм

Скрипка | Скрипичная азбука

Ритм

Страница в разработке

Ритм происходит от греческого слова rhéo (теку), речь о течении жизни, о той самой реке, в которую нельзя войти дважды.

Ритм и метр – не одно и то же, а потому систематически практиковать занятия под метроном для «ритмичной» игры довольно-таки бессмысленно.

Дело в том, что в удары метронома (указывающего математически равные периоды) можно вписать только простейшие музыкальные ритмы, те, с которыми имеет дело поп- и рок-музыка, которую транслируют на FM-радиостанциях в качестве звуковых обоев.

Но когда мы говорим о музыке как искусстве, о живой музыке и ее живом исполнении, перед нами сплошь и рядом возникают явления более высокого порядка, художественные ритмы – большие сложные организмы, которые уже не вписываются в простейшую схему метронома.

В этом случае музыкант играет, доверяясь подсознанию, ориентируясь на инстинкт, на собственное (возникающее здесь и сейчас) ощущение того, как должна течь музыка. Ощущение постоянно меняется, вместе с ним меняется – неуловимо – и музыка.

Самое интересное, что мы ощущаем такое исполнение как ритмичное, хотя если включить метроном – оно во многих точках может в него не попадать. А вот если мы все же попытаемся живую музыкальную фразу туда втиснуть, она зазвучит примитивно и убого. Исчезнет главное из музыки – жизнь, дыхание фразы, то есть собственно «течение», «ритм» в его первоначальном смысле.

Так что такое ритм и каким прибором можно его измерить, раз не подходит метроном?

О… Вы не представляете, сколько лучших умов бились над этим вопросом. А воз и ныне там.

Маяковский не зря говорил: «Ритм – это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя». (А словам поэта мы можем верить: ритм — общая для музыки и поэзии стихия, поскольку эти искусства некогда были слиты воедино).

Принимаясь за эту статью, я вначале собиралась написать здесь, что в будущем, может быть… когда-нибудь… кто-нибудь… всё-таки сможет объяснить нам обыкновенными словами, что же такое художественный ритм, как он возникает и как он в точности изнутри устроен. Я собиралась добавить, впрочем, что тогда придется строить сложнейшие умственные конструкции (которые по отношению к тому, что нам сегодня предлагает метроном, будут, как высшая математика по отношению к арифметике).

Но… одно маленькое событие поменяло ход моих мыслей.

По любопытному стечению обстоятельств как раз на этом месте во время написания этой страницы Азбуки случай свел меня с двумя физиками. (Спасибо мужу, благодаря которому на нашей даче внезапно появляются в гостях интересные личности). Один из них был доктор технических наук и бизнес-гуру по вопросам менеджмента, другой – в прошлом физик-ядерщик, а сегодня бизнесмен. Не помню уже, как началась у нас дискуссия на междисциплинарные темы. Гости говорили (что вполне естественно, учитывая их профессии) о том, что когда-нибудь можно будет создать искусственный разум, что всё можно описать некими параметрами. Но закончилось всё неожиданно. Гуру упомянул как известный факт то, что любая сложная система непредсказуема. А физик-ядерщик продолжил (передам своими словами саму суть сказанного, за неточности в терминах прошу извинить), что никогда нельзя будет описать на языке точных наук, скажем, течение реки — все процессы изнутри — потому что там взаимодействует сразу слишком много элементов.

Таким образом гости, сами того, вероятно, не подозревая, дали мне ключ к продолжению этой статьи. Ритм – возвращаемся к началу разговора – это течение, подобное реке. Как и сама  жизнь (всевозможные погодные процессы, природные ритмы…) И как погоду нельзя предсказать по календарю или по часам, так и ритм нельзя вывести из ударов метронома. Календарь, часы, метроном существуют для измерения неких искусственным образом точно отмеренных периодов, а жизнь неизмеримо сложнее. И если правы гости, что даже ученые никогда не смогут предсказать поведение сложных систем, то такая сложнейшая система, как игра на скрипке (с таким  безумным количеством элементов, каждый из которых влияет на другой) тоже никогда не будет измерена и предсказана с помощью никакого земного прибора. И – в том числе – так не появится, вероятно, никакой идеальный «ритмоном».

Я вернулась после столь плодотворной беседы к начатой статье и теперь с чувством глубокого удовлетворения пишу здесь, что самый короткий, а вероятно и единственно возможный путь – его, ритм, просто почувствовать.

Хотя…

В этом-то и затык: чувство ритма дано не всем, и говорят, его даже невозможно развить, в отличие от слуха (см. об этом у Гольденвейзера).

К тому же у каждого нового поколения, видимо, утрачивается какая-то часть способности улавливать тонкие живые сложные ритмы. Андрей Белый писал в своей книге 1929-го года «Ритм как диалектика» как раз про эту разницу между художественным ритмом и метром, о том, что древние ритмы (изысканные ритмы древней поэзии) во всей их сложности мы перестали улавливать (у нас заросли уши!), мы их примитивизировали, сведя к метру.

У нас в музыке это особенно наглядно: вначале появился метроном, с которым музыканты стали сверяться в домашних занятиях, а потом — в эстрадной музыке — еще и драм-машина, которая собственно и есть метроном, только несколько видоизмененный и шпарящий не только во время занятий, но и прямо во время исполнения одновременно с музыкантами, причем музыканты в этом случае уже просто вынуждены вписаться в равномерно происходящие удары (поскольку если они не впишутся, то последующие удары машины – этого несущегося вперед тяжелого бронепоезда – их попросту «раздавят»).

Ничего не имею против поп- и рок-музыки в целом, потому что талантливое произведение можно создать при любых ограничениях, из любого материала.

Но очень опасно, когда живое исполнение т.н. «классической» музыки на скрипке (или на фортепиано, виолончели…) пытаются вписать в подобное прокрустово ложе. Особенно когда метру пытаются подчинить музыку импровизационного склада (см. ту историю с «Цыганкой» из статьи про конкурсы) или ансамблевую игру (история с немецким педагогом, см.).

Почему? Потому что эта музыка в таких условиях умирает. И возникают разговоры о том, что вообще классика – это, наверное, … скучно.

- - 

См.: Статья про ритм в Муз. Энциклопедии

Статья про метр там же 

Статья про ритм в БСЭ

- -

См. также: Какие бывают темпы?

 Агогика

Украденное время

  1. Аня, спасибо за статью, может нужно не алгеброй мерить гармонию, а гармонией — алгебру? :-)

    Comment by Алексей — 13/06/2014 @ 03:36

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>