Анна Благая -

Полётность

Скрипка | Скрипичная Азбука

черновик

Полётность звука

Продолжение темы про обертоны и крылья.

Звук скрипичный может быть сдавленным, зажатым, ватным, а может — лететь!

«Полетность» звука даже удалось поймать ученым и описать в графиках и формулах.

В статье И. Алдошиной «Основы психоакустики, часть 14. Тембр» читаем:

«формантная группа в области 2…3 кГц придает полетность, звонкость певческому голосу и звукам скрипки. Эта третья форманта*** особенно выражена в спектрах скрипок Страдивари».

Автор ссылается на книгу Кузнецова «Акустика музыкальных инструментов» (вот там обильно представлены графики и формулы, к которым отсылаю интересующихся).

Эта тема, скорее, для физиков и математиков. Но! Ведь мы «ходим по воде», как тот дервиш из суфийской притчи (текст которой см. ниже)**

Мне кажется, что «полетность» зависит не только от инструмента: ведь одна и та же скрипка не всегда звучит одинаково. Тут еще что-то. По-моему, важно и то, в какой форме и в каком состоянии души находится скрипач.

**

(Идрис Шах. Сказки дервишей)

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ХОДИЛ ПО ВОДЕ

Один ограниченный дервиш из религиозно-аскетической школы прогуливался по берегу реки, размышляя над моральными и схоластическими проблемами, ибо в школе, к которой он принадле-жал, суфийские учения применялись именно в таком духе. Сентиментальную религию дервиш принимал за поиски конечной истины.

Вдруг чей-то громкий голос, донесшийся с реки, прервал его размышления.

Он прислушался и услышал дервишский призыв. «Этот человек занимается бесполезным занятием, — сказал он себе, — потому, что неправильно произносит формулу. Вместо того, чтобы произносить «йа ха», он произносит «а йа ха».

Подумав немного, дервиш решил, что как более внимательный и прилежный ученик, он обязан научить этого несчастного, который, хотя и лишен возможности получать правильные указания [от постоянного Учителя], все же изо всех сил, по-видимому, старается привести себя в созвучие с силой в этих звуках.

Итак, он нанял лодку и поплыл к острову, с которого доносился голос.

На острове в каменной хижине он увидел человека в дервишской одежде, время от времени громко повторяющего все так же неправильно посвятительную формулу.

— Мой друг, — обратился к нему первый дервиш,— ты неправильно произносишь священную фразу. Мой долг сказать тебе об этом, ибо приобретает заслугу как тот, кто дает совет, так и тот, кто следует совету. — И он рассказал ему, как надо произносить призыв.

— Благодарю тебя, — смиренно ответил второй дервиш.

Первый дервиш сел в лодку и отправился в обратный путь, радуясь, что совершил доброе дело. Ведь кроме всего прочего он слышал, что человек, правильно повторяющий священную формулу, может даже ходить по воде. Такого чуда он ни разу в своей жизни не видел, но почему-то верил, что оно вполне возможно.

Некоторое время из тростниковой хижины не доносилось ни звука, но дервиш был уверен, что его усилия не пропали зря.

И вдруг до него донеслось нерешительное «а йа…» второго дервиша, который опять по-старому начинал произносить звуки призыва.

Дервиш начал было размышлять над тем, до чего же все-таки упрямы люди, как они закоснели в своих заблуждениях, и вдруг замер от изумления: к нему прямо по воде, как посуху, бежал второй дервиш. Первый дервиш перестал грести и, как завороженный, не мог оторвать от него взгляда.

Подбежав к лодке, второй дервиш сказал:

— Брат, прости, что я задерживаю тебя, но не мог бы ты снова разъяснить мне, как должна по всем правилам произноситься формула? Я ничего не запомнил.

- — -

* ** Форманта (статья из Музыкальной энциклопедии):

(от лат. formans, род. падеж formantis — образующий) — область усиленных частичных тонов в спектре муз. звуков, звуков речи, а также сами эти призвуки, определяющие своеобразие тембра звуков; один из важных факторов темброобразования. Ф. возникают гл. обр. под влиянием резонаторов (в речи, пении — полость рта и др., у муз. инструментов — корпус, объём воздуха, дека и др.), поэтому их высотное положение мало зависит от высоты осн. тона звука. Термин «Ф.» введён исследователем речи, физиологом Л. Германом для характеристики отличия одних гласных от других. Г. Гельмгольц провёл серию опытов по синтезу гласных речи с помощью органных труб формантным способом. Установлено, что для гласной «у» характерно усиление частичных тонов от 200 до 400 герц, для «о» — 400-600 герц, «а» — 800-1200, «э» — 400-600 и 2200-2600, «и» — 200-400 и 3000- 3500 герц. В пении, кроме обычных речевых Ф., возникают характерные певч. Ф.; одна из них — высокая певч. Ф. (ок. 3000 герц) придаёт голосу «блеск», «серебристость», способствует «полётности» звуков, хорошей разборчивости гласных и согласных; другая — низкая (ок. 500 герц) придаёт звучанию мягкость, округлость. Ф. имеются почти у всех муз. инструментов. Напр., для флейты характерны Ф. от 1400 до 1700 герц, для гобоя — 1600-2000, для фагота — 450-500 герц; в спектре хороших скрипок — 240-270, 500-550 и 3200-4200 герц (вторая и третья Ф. близки Ф. певч. голоса). Формантный способ темброобразования и управления тембром широко используется в синтезе речи, в электромуз. инструментах, в звукорежиссуре (магнитной и грамзаписи, радио, телевидения, кино).

Литература: Rжевкин С. Н., Слух и речь в свете современных физических исследований, М. — Л., 1928, 1936; Рабинович А. В., Краткий курс музыкальной акустики, М., 1930; Соловьева А. И., Основы психологии слуха, Л., 1972; Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (рус. пер. — Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях, как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Hermann L., Phonophotographische Untersuchungen, «Pflьger’s Archiv», Bd 45, 1889, Bd 47, 1890, Bd 53, 1893, Bd 58, 1894, Bd 59, 1895; Stumpf C., Die Sprachlaute, В., 1926; Trendelenburg F., Einfьhrung in die Akustik, В., 1939, В.-Gцtt.-Hdlb., 1961.

Ю. H. Рагс.

См. тж.: Перелёт

Крылья 

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>