Анна Благая -

На автопилоте

Скрипка | Скрипичная азбука

 

На автопилоте

 

Применительно к скрипке — выражение Н.Г. Бешкиной. Бывают ситуации, когда некие причины мешают сосредоточиться на игре: человек взволнован, расстроен, устал, он в панике, кто-то чинит ему всевозможные препятствия и т.п., а надо идти на сцену и играть хорошо. Тут есть два выхода: либо творчески обыграть сложившуюся ситуацию и выйти из нее победителем осмысленно, получив кайф и второе дыхание, либо сыграть «на автопилоте», по принципу «глаза боятся, руки делают». «Автопилот», как правило, профессионалов не подводит (если он «включается» только в чрезвычайных обстоятельствах, когда все пьесы хорошо проучены, а предшествовавшие выступлению домашние занятия проходили качественно и скрипач был во время них в полном сознании). Если же занятия тоже проходят на автопилоте — рано или поздно это скажется на качестве (см. «заиграть»).

P.S. Какие-то элементы «автопилота» бывают необходимы на микроуровне, когда нужно не проводить через разум каждое мельчайшее движение, а наоборот, отпустить, дать волю автоматизму. Некоторые элементы техники изначально «автопилотные», например трели (никто не считает количество «оборотов») и некоторые пассажи, когда они уже проучены и исполняются в очень быстром темпе на сцене.

  1. Ну, я против осознанности! Это не автопилот, это память тела, память пальцев, память глаз и ушей. Руки играют, все произведение находится в одной точке, откуда оно транслируется через тело. Вы ощущаете чувства, эмоции, ощущаете драматургию, балансируете звук, ощущаете дыхание зала и взгляд восторженного юноши… . Важно чтобы при разучивании произведения учавствовали все виды памяти, не только слуховая.

    Comment by Алиби — 02/05/2011 @ 18:25
  2. Мне кажется, тут мы с вами немного о разных вещах говорим.
    Память тела, память рук, конечно, обязательно присутствует всегда, иначе быть не может.
    Но душа и мозг тем не менее тоже у человека работают во время игры. Должны, по кр. мере), причем вне зависимости от степени выученности произведения.
    Полный или практически полный «автопилот» — в исключительных случаях.
    Одного вида памяти недостаточно (и Вы в конце своего комментария, кстати, к этому же и приходите), тем более только двигательного.
    Иначе, помимо «забалтывания», бывают всякие другие неприятные «побочные действия», например забывание произведения на сцене (поскольку оно выучено только используя пальцевую «память», а это самый коварный и ненадежный способ).

    > Вы ощущаете чувства, эмоции, ощущаете драматургию, балансируете звук, ощущаете дыхание зала и взгляд восторженного юноши…

    Ну, лично я в тот момент, когда играю на сцене, нахожусь немного в другой реальности и довольно сильно захвачена тем, что открывается прямо «на лету» в исполняемом произведении, чтобы обращать внимание на чью-то реакцию «извне» и ловить на себе взгляды восторженных юношей… Да и вообще мне казалось, что все восторженные юноши ушли в готы или в эмо, нет?

    Comment by annablagaya — 03/05/2011 @ 11:28

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>