Анна Благая -

Бис

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Бис

На латыни bis значит «два раза», «дважды» (а «в два раза», кстати — это будет duplo).

Криками «бис!» (т.е. «ещё!») когда-то слушатели концертов требовали повторения сыгранной или спетой вещи. Говорят, Яшу Хейфеца на концерте в Ленинграде публика просто затерроризировала: до тех пор заставляла его повторять на бис «Аве Марию» Шуберта, пока музыкант не взвыл и откровенно не запросился домой.

В современных условиях добрые музыканты завершают концерты бисами уже без явных требований публики: «по умолчанию» считается, что если оканчивается основная программа и слушатели некоторое время аплодируют (а так оно и бывает в подавляющем большинстве случаев, поскольку вообще не хлопающие и угрюмо покидающие зал слушатели — в наши дни уж очень большая экзотика), то тут сразу же должен быть сыгран бис.

Также «по умолчанию» считается, что этот бис  должен быть небольшого размера и не сильно напрягающий мозги (не обязательно повторять уже сыгранную пьесу, можно сыграть что-то другое). Обычно на бис подают, как на сладкое, маленькие вкусные штучки — пьесы-миниатюры, например, того же Хейфеца. Чтобы публика успела только сказать «ах!» и пошла домой. (То есть фуга Баха, сыгранная на бис, будет совершенно точно воспринята как изощренное издевательство).

То есть всё тут держится на каких-то условностях, негласных правилах.

Приведём пример немного из другой области. Высоцкий на своих концертах-беседах никогда не бисировал. Он так и объявлял публике: «я свой план уже выполнил и перевыполнил, до свидания и всего вам хорошего». Бисы он считал обманом:

А я ведь на бис никогда не пою. Знаете, почему? Потому что это обман. Все знают, сколько артисты споют, просто они уходят раньше времени а потом появляются, чтобы вы сказали: «Какой он милый, симпатичный, мы его просили — он остался».

Я никогда не недовыполняю план, я всегда перевьполняю. Или-норму. Я все закончил, все рассказал вам. Тема моей лекции неисчерпаема, о ней можно разговаривать очень много, и много раз, и по-разному. Поэтому я еще, наверное, к вам приеду.

Спасибо вам большое!
(так Высоцкий заканчивал свои концерты. На аплодисменты же ему, по его словам, «просто было жалко тратить время»)

И вот честное слово — отличный подход. Куда интересней традиционного классического.

- -

См. также:

Браво!

Аплодисменты

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>