Аплодисменты…

статья из Скрипичного словаря

Аплодисменты

Какое сладкое слово для всех начинающих музыкантов!!.. Аплодисменты, а еще лучше — громкие аплодисменты, переходящие в овации, а еще лучше — неистовый рёв публики, в котором смешались восторженные рукоплескания и крики браво: казалось бы, что лучше доказывает, что ты гениально играешь на скрипке (рояле… трубе…)…

… Между тем, как ни странно, самые выдающиеся музыканты не придавали аплодисментам особого значения или даже пытались их отменить.

Святослав Рихтер, например, играл сонаты Шуберта на своих концертах подряд, без передышки: сразу после того как заканчивалась одна, он начинал играть другую. И публика просто не успевала захлопать.

Без всякого сомнения, он делал это с умыслом, вероятно полагая, что хлопанье в ладоши отвлечет людей (и его самого) от глубокой и проникновенной музыки.

А выдающийся канадский пианист Глен Гульд и вовсе написал целую программную статью, в которой призывал совсем  запретить апплодисменты! Статья так и называлась «Запретим апплодисменты!», появилась она в далеком 1962-м году, и в ней, среди прочего, говорилось:

«Но, — возразят многие, — ведь аплодировать после исполнения так же естественно для слушателя, как чихать при взгляде на солнце в ветреный день.» Я отвечу, что можно слушать запись симфонии Бетховена в одиночестве или в компании друзей, и, находясь под глубоким впечатлением от музыки, после её окончания ощутить всего лишь настоятельную потребность отправиться к холодильнику за содовой водой».

Даже Высоцкий на своих «концертах-беседах» прерывал аплодисменты публики, говоря, что ему просто жалко тратить на это время — лучше он споет какую-нибудь еще одну песню.

Чем взрослее и умнее становится музыкант, тем он больше понимает: лучшая реакция публики после окончания пьесы — это тишина. Хотя бы секундная. Это значит, что люди и правда глубоко погрузились  в то, что ты сказал им средствами музыки, пережили это и даже не могут сразу выйти из этого переживания. А лучший исполнитель — совсем не тот, кому громче всех хлопают. Аплодисменты — это дело скорее физиологическое: музыка шла-шла к кульминации, нагнетание, нагнетание, и вот — разрядка! Но не всегда эта физиология имеет прямое отношение к глубоким мыслям и тонким переживаниям, которые чаще всего есть в настоящей музыке и — в настоящем ее исполнении.

Кстати. Аплодируют не только с помощью ладоней. Скрипачи-артисты оркестров, например, часто «присоединяются» к публике в концерте концерта — аплодируют дирижеру, но делают они это по-своему: стуча тростью смычков о пульты.

— —

См. также: Бис
Кланяться

Когда хлопки и крики браво слишком громкие…

One Comment

  • Классик

    А народники-струнники стучат пальцем или медиатором по панцирю домры или балалайки. 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.