Записи (старая версия)

Скрипка | Скрипичная азбука

Черновик статьи для Азбуки

Записи

Сначала несколько общих вещей (скелет будущей статьи):

— Как консервы не могут заменить полноценной еды, так и прослушивание аудиозаписей не заменяет походов на живые концерты. Слушая записи скрипачей (а также пианистов и др.), мы не получаем реального впечатления от их игры. По нескольким причинам.

Первое. Даже самая превосходная запись — штука механическая, можно ее прослушать, а потом снова нажать на кнопку play, и повторится точно такая же музыка, с точностью до малейшего музыкального «вздоха». Тогда как живой музыкант сыграл бы уже по-другому, и в третий раз по-другому, и в пятый, потому что музыка, как и жизнь, текуча, и как известно, «нельзя войти в одну и ту же реку дважды». В этом обаяние, и мощь, и непостижимость настоящего живого искусства. Ее слушатель аудио — лишается.

— Второе. При фиксации живого звука на пленку (а сегодня — в файл) все-таки теряются некоторые краски, то есть воспроизведение не адекватно живому звучанию на концерте. Микрофон не так совершенен, как наше ухо. Не говоря уже о мозге, который, собственно, и определяет, что именно мы слышим в окружающей нас реальности. Он выделяет важное, отсеивает менее важное, создает содержательную картину исполнения (причем для совершаемой «на лету» правильной интерпретации услышанного нужны и иные источники, не только звуковые: атмосфера места, зрительные образы). Этот «процессор» превосходит все возможности техники, просто регистрирующей все звуковые раздражители, вне зависимости от их природы. Поэтому помехи вроде кашля и шорохов не так помешают восприятию музыки на концерте, как при прослушивании аудиофайла (во втором случае они сразу бросятся «в глаза», а точнее «в уши»). Те места в музыке, где исполнитель делает смысловые акценты, ударения, все содержательные кульминации произведений значительно глубже воспринимаются на концертах. И наоборот — незначительные технические огрехи, которые бывают даже у признанных мастеров исполнительского искусства, «выпячиваются» «на пленке»;  причем обязательно отпечатлеется какая-нибудь фальшивая нота, которой в концерте никто не заметил, и которая отвлечет внимание слушателя от сути произведения.

(Совершенно то же самое происходит при запечатлении жизни на фотоаппарат: фотографируешь какое-нибудь старинное здание на фоне заката или девушку в окружении цветов, а потом, просматривая снимки, видишь, что первый кадр испортила откуда-то взявшаяся ЛЭП, а на второй почему-то у девушки из головы растет дерево).

Итак, художественная сторона дела путем звукозаписи передается лишь частично, при этом очень многое может стать помехой для передачи смысла музыки. Именно поэтому записью звука в идеале должен заниматься профессионал — звукорежиссер (так же как созданием фотографий в идеале должен заниматься профессиональный фотограф). Звукорежиссер знает, какие нужны микрофоны, сколько, как их поставить, учтет акустику помещения и т.д. И в итоге не только запишет качественный файл, но и максимально передаст красоту звучания. Прослушивая такой файл на хорошей аудиосистеме, можно будет этим звуком насладиться (хотя больше вы бы насладились на концерте).

— А вот если записи делаются непрофессионалами на дешевую плохую аппаратуру (и прослушиваются на ней же ) — это вообще катастрофа. Попробуйте концерт заснять на любительскую видеокамеру со встроенным микрофоном (да еще сидя где-нибудь на галерке), а потом послушать — звук будет уголовный.  Требовательный к себе исполнитель, если ему доведется ознакомиться с такой записью, скорее всего будет уверен, что дело именно в  нем: это он играет таким жутким звуком. Вообще делать выводы на основании такой записи об уровне игры исполнителя (учитывая, что в музыке главное — звук) — глупо, поскольку «улики» собраны технически негодными средствами.

Если уж писать звук любительской видеокамерой, то в ней должен быть по крайней мере разъем для выносного микрофона, хотя и этого слишком мало.

Вообще же в звукозаписывающем деле миллион тонкостей, и — как было написано пунктом выше — в идеале этим должен заниматься профессионал.

— И наконец — известный факт: самим музыкантам (особенно неоперившимся студентам) очень вредно чрезмерно увлекаться прослушиванием чужих аудиозаписей. Человек неосознанно начинает копировать манеру игры знаменитого исполнителя, его интерпретацию (а надо, наоборот, лепить свою; точнее, она должна сложиться индивидуально, идти «изнутри»). Поэтому многие педагоги предостерегают учеников от чрезмерной «аудиофилии»…

Продолжение и превращение этого наброска из черновика в «чистовик» — следуют…

UPD Новая версия страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.