Перейти к содержимому

Гольденвейзер — О «постановке» рук и борьбе с напряжением

Скрипка | Скрипичная азбука

В дополнение к статье о «постановке» рук из Скрипичной азбуке — фрагменты из статьи выдающегося педагога и пианиста А.Б. Гольденвейзера про постановку рук. Написана она для пианистов, но все сказанное относится и к скрипачам.

А.Б. Гольденвейзер. О «постановке» рук и борьбе с напряжением
(«Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей»)

/ фрагменты /

«Когда начинают обучение игре на каком-нибудь инструменте или пению, то обычно возникает вопрос о так называемой «постановке» рук или голоса. Я считаю этот подход, который в самом термине своем содержит грубое противоречие, в значительной степени ошибочным. Весь процесс музыкального исполнения есть процесс постоянного движения, а понятие «постановки» заключает в себе элемент неподвижности. Между тем можно говорить только о движениях и ощущениях во время игры, сам процесс игры есть скорее борьба, преодоление всякой постановки: мы во время игры должны быть все время в движении, а не устраивать «постановку», из-за которой в педагогическом процессе так много места приходится отводить борьбе с тенденцией учащихся напрягать руки. Надо исходить из естественного положения человеческой руки, помня, что руку надо не «ставить», а двигать. Постоянно наблюдается, что играющие на фортепиано напрягают руку, и педагоги с этим борются, причем часто безуспешно.

(…)

…в движении мы должны стремиться к тому, чтобы тот результат, которого мы хотим достигнуть, был получен с минимальной затратой напряжения и движения. Основой для исполнения как у начинающих учеников, так и у зрелых артистов должно быть соответствие звукового образа с движениями и ощущениями рук.

(…)

Излишняя напряженность рук, которую мы часто наблюдаем у начинающих играть на фортепиано, — наша вина и ошибка. Никто никогда не будет напряженно играть, если ему создать естественные условия. Вот лежит карандаш: любой человек возьмет его свободно, если только не захочет сознательно применить неестественное движение. Если мы руку ставим в естественные условия, она не будет напряжена более, чем нужно.

(…)

Разумеется, гораздо легче начинающего сразу правильно обучать, чем исправлять уже образовавшиеся дурные привычки, но путь всегда один: надо поставить руку в такие условия, в которых она просто не может быть напряженной и связанной. Нужно начинать играть самое простое и на этом вырабатывать привычки. Если играющий уже довольно трудные вещи придет к вам и вы увидите, что у него напряженная рука, то будет чрезвычайно трудно помочь ему, оставив его на прежнем репертуаре. Нужно создать ему более легкие условия, и тогда он постепенно отвыкнет от дурных привычек. Это является единственным способом исправить испорченную руку ученика».

Из статьи «Об исполнительстве»

«Я попутно говорю о движениях, но никогда не говорю специально о постановке руки в отрыве от музыкального материала. Каждое движение должно диктоваться требованиями музыкального образа. Всегда надо знать, какое звуковое впечатление я должен произвести, и подумать, каким кратчайшим путем с наименьшей затратой сил я могу его добиться. Я должен играть так, что, если бы я был отделен звуконепроницаемой перегородкой от слушателей, они могли бы по моим движениям догдываться о характере исполняемой музыки; большей же частью бывает так, что во время звучания длинного аккорда у пианиста руки болтаются в воздухе.

Говорят, что сумма движений, которыми я пользуюсь и предлагаю пользоваться ученикам для достижения образа, и есть то, что составляет мою школу. Если это понимать так, что для каждого нового образа я избираю новые движения, — я согласен. Но когда люди начинают увлекаться формой руки или движениями ради формы, тогда они забывают об искусстве. Приемы вообще — ужасная вещь.

Я убежден, что руки как таковые не имеют столь решающего значения, как это часто думают, а все в гораздо большей степени зависит от нервно-мозговых центров. Мы знаем много примеров хороших и выдающихся пианистов с не очень хорошими руками. Например, об одном из моих учеников я думал, когда он мальчиком ко мне пришел, что он очень музыкален, но виртуозом никогда не будет, так как у него очень плохие руки; между тем из него выработался отличный виртуоз. У Иосифа Гофмана была небольшая руки и т.д.»

 Из «Мыслей о музыке, исполнительском искусстве и фортепианной педагогике»

Девизом исполнителя должно стать: «Не учить тело движениям, а учиться у него»

— —

Вернуться: Скрипичная азбука. Постановка рук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *