Перейти к содержимому

Ребек

Азбука | Родственники скрипки в разных странах 

Ребек

Предполагаемых предков и вообще родственников скрипки несметное множество! Разных эпох, всевозможных форм, разных культур, а точнее их смешений.

Начиная распутывать этот клубок (по книгам и энциклопедиям), мы наверняка не раз ошибемся.

Впрочем, и ошибки нередко стимулируют воображение.

…Итак, с досточтимым предполагаемым арабским прадедом скрипки ребабом мы уже знакомы.

«English (Canterbury), Passionale of Augustine c.1100 (detail of initial T from British Museum, London, MS Arundel 91, fol.218v)». Thr Rebec Page

А вот один из его потомков* — ребек (встречается также — ребекка). Это бродячая скрипка западноевропейских бродячих музыкантов (по совместительству танцоров, фокусников, поэтов, рассказчиков…) — менестрелей.

Жила в Средние века и Возрождение, связана была (естественно) со странствиями, синтезом, импровизацией, устной стихией, со всем тем, что в музыке нельзя записать, а можно только частично перенять или прямо в дар получить при рождении от Господа Бога.

На ребеке когда-то играли на ярмарках, улицах, но также в церквях и во дворцах. Изображения ребека остались в псалтырях, иллюминированных манускриптах, в росписях соборов.

Величайшие художники Возрождения писали ангелов и святых, игравших на ребеке: и Рафаэль, и Джотто, и «блаженный ангельский брат» Фра Беато Анджелико…

Джотто «Свадебное шествие Марии»

Джотто «Свадебное шествие Марии» (фрагмент).

/ Из книги Б. Струве «Процесс формирования виол и скрипок» (М., 1959): «на картине Джотто «Свадебное шествие Марии» ребек изображен в ансамбле с двумя варганами, часто встречавшимися в народном музыкальном исполнительстве» (стр. 121).

Здесь инструмент, казалось бы, больше похож на фидель. Однако в другом месте этой книги мы читаем: «ясно выступающим признаком является не отделенная от корпуса шейка (как у мавританского ребаба) и отсутствие отдельного грифа. Эти особенности отличают ребек от грушеподобного фиделя». (стр. 118). /

Рафаэль — «Коронование Марии»

Рафаэль — «Коронование Марии» (фрагмент)

Перуджино «Успение Марии»

Перуджино — «Успение Марии»(фрагмент)

Фра Беато Анджелико. «Прославление святого Доминика»
(«Градуал Сан Доменико — книга с песнопениями и текстами для мессы (служебник) из монастыря Сан Доменико во Фьезоле, под инвентарным номером 558, известный как Миссал 558» — подробнее здесь).

Фра Беато Анджелико. «Прославление святого Доминика» (фрагмент)

И все же репутация у ребека, похоже, была двойственная. Как и у самих менестрелей — хоть дар и от Бога, а все-таки артистов нет-нет да и подозревали в чем-то нехорошем. Кое-где ребек понижали в звании: то помещали в преисподнюю к язычникам (как на том изображении в энциклопедии Британника, где Гадес и Персефона, трехглавый пес Цербер и пр.; пройдите по ссылке, нажмите «View all (2)», затем выберите вторую картинку — «Les Echecs amoureux, a 15th-century manuscript produced for Louise de Savoy»), то давали его в лапы к диковинным получеловекам-полузверям подозрительного вида. (Как вот здесь):

«Lutrell Psalter, c.1325-1340 (from the British Library, Add. MS 42130, fol.149)». The Rebec Page

Парадоксы привели к тому, что однажды оказалось, что хотя ребек был когда-то достаточно хорош для того, чтобы на нем играли ангелы и святые, чтобы его игрой услаждали уши Пречистой Девы и Господа Бога, а также королей и королев, но недостаточно — для того, чтобы на нем играли и его слушали приличные люди.

И стал он совсем уличным инструментом. А потом взял и вовсе исчез.

Хотя как исчез? Во-первых, неравнодушные люди и в 20 веке делали реконструкции, а во-вторых — может быть, мы какие-то черты этого инструмента чувствуем, когда играем на скрипке?

О ребеке в энциклопедии «Британника»

И в  Музыкальной энциклопедии

См. тж.: Rebec Page — много иллюстраций!

Прим.:

* «Один из его потомков» — происхождение ребека от ребаба выводит «Британника». Среди предков ребека, насколько помню, упоминает ребаб также Б. Струве в книге «Процесс формирования виол и скрипок» (М., 1959). Но справедливости ради надо сказать, что в Музыкальном словаре (2008 г.) такая точка зрения критикуется, и происхождение ребека выводится от древнего британского инструмента — кротты, «которая «в своей первобытной форме существовала еще в конце 18-го и даже в начале 19-го века у сельских жителей Ирландии, Уэльса и Бретани». То есть здесь мы приходим к кельтам! И между прочим, так даже еще интереснее! См.: ребек, кротта в Муз. словаре.

Послушать кротту можно вот здесь: Скрипка кельтских бардов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *