Перестановка рук
«Какой талантливый ребенок, жаль только — руки стоят неправильно. У вас еще не было проблем с техникой? Что ж! Будут! Немедленно переставляйте руки. Надо полностью все разобрать. А потом начать заново строить, с основания. Как, вы уже играете концерт Мендельсона? Немедленно отставить. Полгодика посидите на открытых струнах… потом можно будет и к «Сурку» переходить».
Если вы слышите нечто подобное (а «ребенок» уже приблизился к совершеннолетию), — думайте трижды (тридцать раз, триста раз…), взвесьте все риски.
Вспомните, как бывает иногда с разобранными будильниками, шкафами, механизмами? Их разберут, а обратно собрать иногда уже не могут. Причем почему — совершенно неясно. Вечно то винтика какого-то не хватает, то, наоборот, каждый раз остается какая-то лишняя деталь, которую непонятно куда пристроить. Ведь криво было построено — а работало. А теперь построено вроде правильно — но ничего не сходится. Так и остается будильник разобранным, а потом его выкидывают.
Это — с будильником. А постановка рук на скрипке — дело еще более тонкое и — главное — субъективное. Может кому-то кажется, что вы «неправильно» держите смычок — на миллиметр выше или ниже того, к чему привык ваш новый педагог, но если вы играете хорошо, все получается, хорошо звучит — то есть вероятность того, что у вас «вариант нормы», что это — ваше.
И наоборот: необязательно то, что хорошо Третьякову или Спивакову, будет хорошо и вам.
И вообще, в конце концов, ведь жили же как-то скрипачи до того, как родился на свет основатель той или иной современной скрипичной школы? Великие мастера скрипки жили еще до него и попросту не знали, что делают что-то «неправильно» (а уж Паганини-то точно все держал неправильно, с точки зрения сегодняшних стандартов, и даже стоял неправильно, так сегодня никого не учат), однако до их результатов нам всем сегодня далеко!
А узнай они о том, что в мире якобы есть один-единственный «правильный» вариант держать смычок и скрипку — тогда, может, и им пришлось бы бросить свои темы с вариациями и тоже печально заиграть «Сурка»… И в мире никогда бы не появились ни «Дьявольская трель», ни 24 каприс Паганини.
—
См. также: Постановка (или одно из самых больших заблуждений скрипачей), а также мысли А.Б. Гольденвейзера на этот счет
Совершенно согласна! мою племянницу год перестраивал новый педагог в Школе для одаренных, она до сих пор себя некомфортно чувствует.
Очень хорошо понимаю. Берегите самооценку племянницы! Очень важно ее сохранить.