Перейти к содержимому

Лира да браччо

Азбука | Родственники скрипки в разных странах 

черновик

Лира да браччо

Доссо Досси 1479 — 1542) — Аполлон

Говорят, Леонардо да Винчи хорошо играл на этой «пра-скрипке» и как-то даже получил заказ изготовить такой инструмент.

Лучше, впрочем, назвать ее будет не «пра-», а «прото-скрипкой» — ведь мы находимся в Италии во времена Возрождения.

Согласно словарю Гроува, не только Леонардо, но и Рафаэль, и философ Марсилио Фичино (это очень интересно!), а также множество итальянских поэтов-музыкантов исполняли свои импровизации под аккомпанемент лиры да браччо. Поэзия при этом пелась лирическая и повествовательная.

Из книги Б. Струве мы знаем, что до того, как оказаться при дворе, лира да браччо была инструментом певцов-сказителей, в том числе странствующих (учитывая биографии других предков и родственников скрипки, всё это нас уже удивлять не должно!)

«Из сохранившихся данных о смычковых лирах в народном исполнительском искусстве необходимо выделить сведения о народных итальянских певцах-сказителях. Тип такого певца-сказителя был увековечен в образе «Гомера» в картинах художников ле Валентена (1591 —1634) и Хозе де Рибейра (1588—1652) . На картине последнего изображен старец-слепец, играющий на большой лире да браччо. Рядом с ним за столом сидит человек с гусиным пером в руке и листом бумаги. Он внимательно слушает престарелого поэта-музыканта и записывает его слова (рис. 10). История сохранила нам имена двух таких народных музыкантов-сказителей, исполнителей на лире да браччо. Это Франческо Чиеко и Джованни Орбо, жившие во второй половине XV века. Мастерство их было известно во всей Италии. Имеются также данные об использовании лиры да браччо «бродячими» музыкантами. На этот сюжет в 1590 году пишет картину Брацелли» (…)

/ Цитата и репродукция — из книги Б. Струве «Процесс формирования скрипок и виол» (лироне да браччо = большая лира да браччо) /

Сочетается мистическим браком музыка с поэзией и на фреске Рафаэля в Ватикане: на лире да браччо играет бог Аполлон на священной горе Парнас, а ему внимают муза эпической поэзии, муза лирической поэзии, все прочие музы и величайшие поэты.

Станцы Рафаэля (Ватикан). Парнас (фрагмент)

Аполлон в исполнении классициста Клода Лоррена также играет на этом инструменте:

Клод Лоррен «Пейзаж с Аполлоном и Меркурием»

Помимо Аполлона художники давали лиру да браччо в руки Орфею. Конечно, они знали, что требовалось рисовать не ее, а лиру древнегреческую, и тем не менее, когда по сюжету надо было зачаровывать зверей и птиц и разжалобить камни, зачастую делали выбор в пользу лиры со смычком.

Кстати, интересное смещение: древний Орфей сладко пел, аккомпанируя себе (щипком) на лире; позже он стал сладко «петь», не разжимая губ — играя на «прото-скрипке» (вот и будущая кантилена!).

На этой картине (художник — фламандец Саверей) Орфея окружает все живое, внимающее звукам его инструментального «пения»:

Р. Саверей (1576—1639) «Орфей»

Орфей (фрагмент)

Тот же сюжет и, кажется, тот же инструмент:

С. Вранкс Орфей и животные (ок. 1595)

Лира да браччо была ближайшим предшественником скрипки. В книге Б. Струве приводится цитата из трактата Винченцо Галилеи 1581 г. о том, что скрипка (автор трактата называет ее виолой да браччо) «немного лет тому назад именовалась лирой». У поздних лир да браччо колковая дощечка была заменена на головку-»улитку», возможно под влиянием уже появившейся скрипки.

Вот еще одно изображение Орфея. Легендарный певец увлекает любимую жену Эвридику прочь из Аида, а в другой руке держит (я думаю) уже не лиру да браччо, а скрипку. Именно ей по наследству досталось зачаровывать трехглавых псов и заставлять плакать камни.

Жан Рау «Орфей и Эвридика» (ок.1709)

P.S. Согласно мифам, Орфей был родом из Фракии — сегодня это частично Турция, частично Болгария, частично Греция. См.: гадулка

См. тж.: Ангел со скрипкой из венецианской церкви Сан Дзаккариа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *