Вращение сфер: храм в Ранакпуре

Путешествия эстетов | Все краски Индии (оглавление)

 

Вращение сфер: храм в Ранакпуре

джайнский храм в Ранакпуре

джайнский храм в Ранакпуре

В одной из книг про Индию мельком упоминается какая-то загадочная история создания этого храма, связанная с некими «звездными путешествиями богов» (?): «It was built by Dharan Shah who literary translated his dream (he saw celestial transportation used by gods) into reality in 1439 A.D”. Что за сон такой увидел этот человек и какое такое celestial transportation имеется в виду, я пока не знаю в точности, но вот что я прочитала недавно в «Энциклопедии чудес, загадок и тайн»:

«Чакраватин («Тот, кто поворачивает колесо») — в древних буддийских мифах идеальный справедливый и могущественный царь, имевший 7 чудесных вещей, самым главным из которых являлось «летающее колесо», на котором он мог с войском «достигать любой местности». Кроме этого круглого «летательного аппарата», царь имел: сверхъестественных коня и слона; «камень», похожий по описаниям на прожектор; 100 чудодейственных сыновей и царевну «высокого происхождения». Согласно джайнским мифам, Чакраватин являлся в период рассвета своего правления «властелином всего мира». Чем являлось «летающее колесо Чакраватина» (выдумкой летописцев или реальным транспортным летательным средством) — на этот вопрос современные историки пока не смогли дать ответа».

Определенно, выяснением всех этих фактов еще надо будет заняться отдельно. Надо будет узнать побольше и про джайнское «колесо времени». Пока же могу только сказать, что в убранстве ранакпурского храма действительно бесконечно обыгрываются некие загадочные круги — настоящие мифические «колёса», а уж колёса это времени или пространства, не могу знать.

ranakpur2

А вообще что-то в этом храме есть, что-то там реет неуловимое. Как будто пространство здесь более разреженное, словно двухмерность, чрезмерная плотность индийской реальности внезапно сменилась трехмерностью — вмешался некий таинственный terzo suono, божественный тон, который вмиг привел в гармонию нестройные двоящие аккорды индийской реальности, и зазвучала тихая музыка сфер…

ranakpur3

Впрочем, я замечталась. Вернемся к реальности. Обязательно надо выделить полдня для поездки на машине из Удайпура, чтобы увидеть ранакпурский храм. При этом можно захватить сначала Кумбалгарх — впечатляющую крепость на скалах (необычная, кстати, форма у внешней стены крепости: словно гигантские каменные бочки выстроились в ряд). А потом уже по живописной горной дороге надо отправиться в Ранакпур. Дивный храм этот встречает тишиной и звоном колокольчиков, развешанных по карнизам и мелодично звенящих при каждом дуновении ветерка. Он потрясающе красив (считается одним из самых красивых в Индии). Снаружи — островерхие крыши, флажки и колокольчики, вокруг – горы в нежной дымке. Внутри — почти полторы тысячи колонн, покрытых воздушным мраморным кружевом, растущих ввысь, словно стволы деревьев, и теряющихся где-то наверху в тех самых завораживающих каменных кругах на потолке.

ranakpur4

Несмотря на причудливую игру бесчисленных каменных узоров, здесь нет избыточности, типичной для индийских храмов: ничего лишнего, все выстроено очень гармонично, есть во всем этом некий ритм, какая-то музыкальность. Получается одновременно изысканно и просто: чудо хорошего вкуса. В лесу колонн бродить можно бесконечно, и в зависимости от маршрута каждый раз получается новый «мотив» — храм «звучит» еще полнее, еще больше тонких эстетических удовольствий доставляет его убранство. Повсюду растворен рассеянный свет солнца; много воздуха; по бокам — террасы с видом на окрестные горы; внутри периодически натыкаешься на куда-то «бредущих» вместе с тобой добродушных каменных слонов в натуральную величину. Посреди храма растет древнее раскидистое дерево. Атмосфера по-настоящему благодатная, если, конечно, не считать… многоголового черного идола, который смотрит на тебя из полутьмы горящими глазами (я подошла ближе и выяснила, что это осколки зеркал), а по нему ползают крысы!!

/ читать дальше /

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.