Перейти к содержимому

«Подготовленная скрипка» и русский Паганини

Во время своих бесконечных путешествий туда-обратно на метро, которыми я занимаюсь  все последние дни, я наконец дочитала учебник по истории скрипичного исполнительства (с таким вниманием я к нему, конечно же, пока училась в консерватории — не относилась). В этой книжке много важного и интересного, если сознательно ее читать.  Например, получается, что еще в эпоху барокко был автор, который фактически предвосхитил опыты Кейджа с его «подготовленным роялем». Кейдж засовывал в рояль всякие посторонние предметы, — ластики, винтики и гайки, — чтоб тот понеобычнее звучал, и это воспринимается нами сейчас как оригинальное техническое новшество, а между  тем еще, оказывается, в 1670-х годах (оцените, как далеко!) скрипач и композитор Х.И.Ф. Бибер помещал с этой же целью между скрипичными струнами… бумагу!!!

Есть еще один момент, который сейчас немало занимает мое воображение. У нас в России был собственный Паганини — Хандошкин. Вернее, он даже опередил великого итальянца. Он считается родоначальником русской скрипичной школы, в технике во многом предвосхитил достижения Паганини. Оставил множество сочинений.

И что вы думаете — играем мы (русские скрипачи) их? Нет. (По крайней мере я не слышала. И в консерваториях это «не проходят»).

Более того: нет ни одного изображения этого самого Хандошкина, нет его биографии. Только князь Одоевский (сколько раз я натыкаюсь на его следы, причем по самым разным поводам!) задался целью хоть какие-то сведения о нем собрать, и благодаря ему мы хоть что-то знаем.

Имя-то Хандошкина мы все, конечно, слышали, пока учились в школе и консерватории. Но дальше имени  дело не шло. (Наверное, именем не угодил, уж больно простецкое… Вот если б его звали Виллибальд Христобальд и еще как-нибудь, тогда б мы, наверное, относились к нему с куда большим уважением…)

Надо будет мне наведаться куда-нибудь в Ленинку и посмотреть — что за музыка?

p.s. Кстати, папа играл Хандошкина — пьесу для рояля. Еще в конце 70-х. Это есть на пластинке «Глинка и его предшественники», которую мы сейчас оцифровываем для интернета. Ему тогда пришлось немало потрудиться, чтоб доказать, что эта музыка имеет право на существование (на сцене, на пластинках…)

6 комментариев для “«Подготовленная скрипка» и русский Паганини”

  1. Сергеич

    Действительно, странная судьба Ивана Хандошкина! Много издавался при жизни, играл вельможам, преподавал — и полное забвенье в истории. Ни нот, ни портретов, ни точной биографии. А если добавить, что им заинтересовался князь Одоевский — алхимик/фантаст, то и вовсе мистика проглядывает.
    По фактам биографии получается, что карьера 15-ти-летнего Хандошкина началась в момент воцарения Екатерины II, а также во время визита в Петербург графа Сен-Жермена — тоже алхимика/энциклопедиста/авантюриста, известного к тому же скрипача-виртуоза. Часто ли теперь исполняют произведения Сен-Жермена? А ведь тоже писал, хотя, говорят, и
    под другими именами.
    По косвенным признакам, как обычно, нельзя слепо верить Истории: пиару там больше, чем правды. Так что надо бы «копнуть» Одоевского — непростой был чудак: как-то странно тянуло его на чистый нетемперированный строй — но не в скрипке, а в фортепиано. Не иначе, Музыка Сфер беспокоила.

  2. О!!!! Вот это да! Музыка Сен-Жермена!! Вот бы послушать!!

    А Одоевский и нетемперированный строй — это отдельная тема…
    Вы просто не представляете, какой музыкой для меня все это звучит, уважаемый Сергеич! 🙂
    Кстати, я намереваюсь еще изучать Одоевского, в частности эти его поиски, связанные с нетемперированным строем. (Вообще Одоевский был великий человек! Судя по всему, наша система образования виновата в том, что мы Ломоносова знаем, а Одоевского не знаем, а ведь это еще вопрос, кто для нас с вами больше сделал… Говорят, что архив Одоевского настолько гигантский, что по-настоящему еще не разобран).

    А что касается Хандошкина — я добрела-таки до Ленинки и отксерокопировала себе его. Несколько русских народных песен с вариациями. Попробовала дома «на вкус» — каково оно, наше русское допаганиниевское искусство, и сначала даже растерялась: непривычно! Мы слишком воспитаны на западной музыке… Когда у меня закончатся дома техногенные катастрофы, я починю комп и налажу сканер, выложу ноты Хандошкина здесь на сайте. Ну и «Во поле березку» сыграю еще, надеюсь, как-нибудь:)

  3. Да, а что касается мистики… я немножко с недоверием отношусь к историям про масонов и прочему (несмотря на то, что мой дедушка вроде как был масон); думаю, что те «тайны», которые они охраняли, уже некоторое время назад сами выплыли на поверхность и их можно увидеть буквально невооруженным взглядом, и даже без специальных знаний, только если, конечно, глаза раскрыть… Может просто время такое пришло…

  4. Сергеич

    «О, как много в мире тайн!» — восклицал Венечка Ерофеев. А разве сама скрипка не является вечной тайной? Ведь обстоятельства её появления на свет и секрет изготовления до сих пор не известны. Как смогла мизерная деревянная скорлупка запеть мощным грудным негритянским голосом?

  5. Ну, разве что скрипка… 🙂

    А вообще — конечно, тайн много. Сам мир — тайна…

  6. Вот только важно при распутывании некоторых тайн держаться курса, который подсказывает интуиция, и не заиграться. А то — вспомним «Маятник Фуко»…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *