Во время своих бесконечных путешествий туда-обратно на метро, которыми я занимаюсь все последние дни, я наконец дочитала учебник по истории скрипичного исполнительства (с таким вниманием я к нему, конечно же, пока училась в консерватории — не относилась). В этой книжке много важного и интересного, если сознательно ее читать. Например, получается, что еще в эпоху барокко был автор, который фактически предвосхитил опыты Кейджа с его «подготовленным роялем». Кейдж засовывал в рояль всякие посторонние предметы, — ластики, винтики и гайки, — чтоб тот понеобычнее звучал, и это воспринимается нами сейчас как оригинальное техническое новшество, а между тем еще, оказывается, в 1670-х годах (оцените, как далеко!) скрипач и композитор Х.И.Ф. Бибер помещал с этой же целью между скрипичными струнами… бумагу!!!
Есть еще один момент, который сейчас немало занимает мое воображение. У нас в России был собственный Паганини — Хандошкин. Вернее, он даже опередил великого итальянца. Он считается родоначальником русской скрипичной школы, в технике во многом предвосхитил достижения Паганини. Оставил множество сочинений.
И что вы думаете — играем мы (русские скрипачи) их? Нет. (По крайней мере я не слышала. И в консерваториях это «не проходят»).
Более того: нет ни одного изображения этого самого Хандошкина, нет его биографии. Только князь Одоевский (сколько раз я натыкаюсь на его следы, причем по самым разным поводам!) задался целью хоть какие-то сведения о нем собрать, и благодаря ему мы хоть что-то знаем.
Имя-то Хандошкина мы все, конечно, слышали, пока учились в школе и консерватории. Но дальше имени дело не шло. (Наверное, именем не угодил, уж больно простецкое… Вот если б его звали Виллибальд Христобальд и еще как-нибудь, тогда б мы, наверное, относились к нему с куда большим уважением…)
Надо будет мне наведаться куда-нибудь в Ленинку и посмотреть — что за музыка?
p.s. Кстати, папа играл Хандошкина — пьесу для рояля. Еще в конце 70-х. Это есть на пластинке «Глинка и его предшественники», которую мы сейчас оцифровываем для интернета. Ему тогда пришлось немало потрудиться, чтоб доказать, что эта музыка имеет право на существование (на сцене, на пластинках…)
Действительно, странная судьба Ивана Хандошкина! Много издавался при жизни, играл вельможам, преподавал — и полное забвенье в истории. Ни нот, ни портретов, ни точной биографии. А если добавить, что им заинтересовался князь Одоевский — алхимик/фантаст, то и вовсе мистика проглядывает.
По фактам биографии получается, что карьера 15-ти-летнего Хандошкина началась в момент воцарения Екатерины II, а также во время визита в Петербург графа Сен-Жермена — тоже алхимика/энциклопедиста/авантюриста, известного к тому же скрипача-виртуоза. Часто ли теперь исполняют произведения Сен-Жермена? А ведь тоже писал, хотя, говорят, и
под другими именами.
По косвенным признакам, как обычно, нельзя слепо верить Истории: пиару там больше, чем правды. Так что надо бы «копнуть» Одоевского — непростой был чудак: как-то странно тянуло его на чистый нетемперированный строй — но не в скрипке, а в фортепиано. Не иначе, Музыка Сфер беспокоила.
О!!!! Вот это да! Музыка Сен-Жермена!! Вот бы послушать!!
А Одоевский и нетемперированный строй — это отдельная тема…
Вы просто не представляете, какой музыкой для меня все это звучит, уважаемый Сергеич! 🙂
Кстати, я намереваюсь еще изучать Одоевского, в частности эти его поиски, связанные с нетемперированным строем. (Вообще Одоевский был великий человек! Судя по всему, наша система образования виновата в том, что мы Ломоносова знаем, а Одоевского не знаем, а ведь это еще вопрос, кто для нас с вами больше сделал… Говорят, что архив Одоевского настолько гигантский, что по-настоящему еще не разобран).
А что касается Хандошкина — я добрела-таки до Ленинки и отксерокопировала себе его. Несколько русских народных песен с вариациями. Попробовала дома «на вкус» — каково оно, наше русское допаганиниевское искусство, и сначала даже растерялась: непривычно! Мы слишком воспитаны на западной музыке… Когда у меня закончатся дома техногенные катастрофы, я починю комп и налажу сканер, выложу ноты Хандошкина здесь на сайте. Ну и «Во поле березку» сыграю еще, надеюсь, как-нибудь:)
Да, а что касается мистики… я немножко с недоверием отношусь к историям про масонов и прочему (несмотря на то, что мой дедушка вроде как был масон); думаю, что те «тайны», которые они охраняли, уже некоторое время назад сами выплыли на поверхность и их можно увидеть буквально невооруженным взглядом, и даже без специальных знаний, только если, конечно, глаза раскрыть… Может просто время такое пришло…
«О, как много в мире тайн!» — восклицал Венечка Ерофеев. А разве сама скрипка не является вечной тайной? Ведь обстоятельства её появления на свет и секрет изготовления до сих пор не известны. Как смогла мизерная деревянная скорлупка запеть мощным грудным негритянским голосом?
Ну, разве что скрипка… 🙂
А вообще — конечно, тайн много. Сам мир — тайна…
Вот только важно при распутывании некоторых тайн держаться курса, который подсказывает интуиция, и не заиграться. А то — вспомним «Маятник Фуко»…