Анна Благая -

Руки

Скрипичная азбука

Скрипичные руки

(см. тж.: Пальцы)

 Рука скрипача Гаэтано Пуньяни,
который славился «пением» на скрипке и совершенством скрипичной техники,
в т.ч. двойными нотами
(фрагмент портрета) 

-

А это совсем простая тема.

Даже писательницы бульварных романов знают, что такое руки музыканта: узкая ладонь, длинные, тонкие, нервные пальцы.

Любой человек на улице скажет вам то же самое. У музыкантов — особые руки (а еще у хирургов и карманников), и это прямо-таки бросается в глаза.

Однако у самих музыкантов (особенно у скрипачей) другая информация. Так называемые «скрипичные руки» — это когда ладошка не то чтоб очень узкая, а подушечки пальцев чуть помясистее, чтобы было, чем петь (звук, кантилена рождаются в содружестве смычка и обнимания пальцем струны).

Во всем остальном нужна золотая середина. Если совсем короткие пальчики — труднее играть какие-нибудь децимы (но кто-то дивным образом приспосабливается). Если совсем длинные — сложнее их убрать на гриф, их же куда-то надо девать! Если пальцы совсем костлявые — то см. выше: звук. Если совсем толстые — то опять-таки их сложней расположить на грифе, а в высоких позициях и совсем тяжело (ведь туда и нормальной толщины пальцы полностью не убираются, приходится хитрить, наступая пальцем на палец или быстро отпускать один палец, давая место другому).

Не слишком большие, не слишком толстые, не слишком тонкие, в общем не бросающиеся в глаза чуть-чуть пухленькие ручки — это, получается, как на живописных полотнах, где изображены ангелы, святые или, на худой конец, аристократы со скрипками.

Но тут надо сказать, что дошедшие до нас изображения и описания величайшего скрипача всех времен Паганини являют собой нечто прямо этому противоположное. Что же получается — итальянец обладал не скрипичными руками?..

.

Наверное, единственный верный ответ — что в действительности у всех руки разные, даже у музыкантов, а среди музыкантов — даже у скрипачей.

.

У кого-то лапки, как у Винни-Пуха.

У кого-то ладошка, как у эльфа.

А у кого-то лапища — как у паучища!!! И такое же лицо.

.

И мало того, что изначально у всех руки разные, так они еще иногда и меняются с возрастом, если ангелоподобные (или не очень) дети превращаются во взрослых толстых дядь и тёть. В этом случае раздобревшие пальцы надо как-то уместить все на том же, ничуть не изменившемся с годами грифе. (Или на клавишах: ситуация общая для всех музыкантов). И ведь умещают! Как? Доподлинно неизвестно, видимо опять придется всё списать на «ловкость рук и никакого волшебства». На чудеса приспособления.

-

См. тж.: Крылья

Еще о пальчиках…

«Постановка» рук

  1. К вопросу о приспособлении с изменением возраста, меня интересует вот какой вопрос: детей начинают учить на скрипках меньшего размера. Но для очень многих инструментов детских размеров не существует в природе: большая часть клавишных стандартного размера (бывают детские баяны, но это больше связано с весом), духовые тоже. Для других же инструментов разброс «взрослых» размеров очень велик, например гитара на 5см короче размера, среднего по больнице — явление обычное, так что опять же специальных детских размеров нет (но на заказ делают). С чем же связан такой особенный подход к обучению на скрипке?

    Comment by Игорь из Японии — 11/06/2013 @ 10:39
  2. Игорь, я думаю, дело в особенностях этой так называемой нашей скрипичной «постановки», в том, что левая рука у нас еще и развернута «назад», и надо дотягиваться мизинцем (4-м пальцем) до струны. Это не очень-то удобно даже тогда, когда расстояния между нотами на грифе слегка больше, чем твоя рука просит. А детской крошечной ручкой на взрослой скрипке, ну… я не пробовала, но я думаю, что это вряд ли возможно (пусть детские педагоги меня поправят, если думают иначе)… Тем более что у нас тонкость и точность интонации ооочень важна (ладов-клавиш ведь нет, то есть надо не просто дотягиваться, а дотягиваться очень точным движением, иначе сразу фальшь); и при этом нельзя, чтобы рука напрягалась — это чревато проблемами в будущем, да и в настоящем тоже… В общем, всё должно быть очень ювелирно, миллиметр в миллиметр. Вот поэтому, думаю, и играют на детских, т.е. стараются как можно лучше «подогнать» инструмент к рукам, раз все так тонко и сложно.
    Кстати, интересный вопрос — всегда ли делали детские инструменты, и если нет — как давно их стали делать… (вундеркиндов-то в таком количестве в старые эпохи, по-моему, не было — т.е. не было это поставлено «на поток»)… Но это отдельная тема для погружений в историю.

    Comment by annablagaya — 11/06/2013 @ 11:11
  3. Кстати, про гитару интересно. Значит, делают на заказ (но детские гитары — пока не общепринятая практика?)… Кто знает, как будет дальше… ведь, я так понимаю, детскими пальцами тянуться до всех этих взрослых ладов тяжело (а левая рука на гитаре тоже развернута)

    Comment by annablagaya — 11/06/2013 @ 13:52
  4. Ясно, то есть дело в расстоянии между нотами на струне, и соответствии его тому, до чего можно удобно дотянуться пальцами. Я-то интуитивно предполагал, что дело в длине инструмента в целом и длине руки, чтобы налево не очень перевешивало.
    Удивительно, что дети играют на взрослых роялях и не жалуются :) Даже не знаю, на чём в среднем начинают раньше — на скрипке или пианино, но и на том, и на том — гораздо раньше, чем на других инструментах.
    С гитарами сложная история, они всегда были гораздо меньше, чем в последние 120 лет, и даже сейчас нет такого стандарта, как у скрипок. Поэтому гитаристы легче относятся к вариациям размеров, и легче найти маленькую взрослую. А у детей сложности обычно возникают не из-за растяжки, а из-за того, что нужно одновременно зажимать по многу струн, иногда все 6 одним пальцем, и на это просто не хватает сил, поэтому раньше лет 6ти не начинают.

    Comment by Игорь из Японии — 12/06/2013 @ 04:52
  5. Насчет длины рук — это тоже, просто я забыла добавить, сконцентрировавшись на пальцах… Интересно про то, что гитары выросли!

    Comment by annablagaya — 12/06/2013 @ 19:27

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>