Анна Благая -

Эмоциональное выгорание

Скрипка | Скрипичная азбука | Психологические ловушки

 

Черновик статьи для Азбуки

 

Эмоциональное выгорание

Эта страничка не связана исключительно со скрипкой. Здесь идет речь об опасности, с которой время от времени сталкиваются творческие люди всех профессий: только что вроде ты был полон вдохновенья и прекрасных идей, горел, напряженно и с энтузиазмом трудился, и вдруг хлоп — ты понимаешь, что тебе больше ничего не хочется, все в твоих глазах обесценивается и обессмысливается, тебе кажется, что все то, что ты способен произвести прекрасного в этом мире, на самом деле никому не нужно (а может оно и не так прекрасно?), а раз так — зачем вообще что-то делать! В таком состоянии редко кто натурально залегает на диван и начинает плевать в потолок; большинство людей продолжает лихорадочно трудиться, что усугубляет проблему.

У нас это называется творческой апатией и множеством других имен. А на самом деле речь об опасности, общей для людей всех профессий, связанных с эмоциями. Она подстерегает, в том числе, учителей, врачей и психологов, и называется синдромом эмоционального выгорания. По непонятным причинам я не нашла пока ни одного упоминания о синдроме эмоционального выгорания среди музыкантов, хотя знаю вполне реальные примеры; очевидно, что тут и  симптомы общие, и  причина: ты затрачиваешь огромное количество душевной энергии, мало отдыхаешь, не восполняешь энергию, а если твой труд еще и плохо оплачивается (а в творческом мире бывает и так, что совсем не оплачивается) и невысоко ценится обществом, в котором ты живешь — тогда вероятность того, что ты скоро скопытишься, совсем велика.

Почитайте о синдроме эмоционального выгорания вот здесь (офф: описанный там  эксперимент с крысой меня потряс: такую подлость способны придумать только люди! с другой стороны, мы живем  в обществе, придуманном людьми, и нечто аналогичное, только в сфере эмоций, вполне вероятно и для нас с вами..)

И здесь .

Кстати, в точности то же самое описано в в знаменитом романе Джека Лондона «Мартин Иден».

Вроде как в психологии принято называть  »синдромом Мартина Идена» не то, о чем мы сейчас говорим, а депрессию, связанную с достижением успеха.  Я с этим совершенно не согласна. Думаю, Мартин Иден не столь остро реагировал бы на свой случайный успех и на открывшуюся ему несправедливость общества, не будь он так смертельно переутомлен, не израсходуй он предварительно такое колоссальное количество творческой энергии (он ведь напряженно работал, в ущерб сну и еде, сочиняя взахлеб свои произведения при полном отвержении его обществом). 

Так что в творческой среде я бы назвала «синдромом Мартина Идена» именно эмоциональное выгорание. К слову сказать, кроме Мартина в этом романе был жертвой синдрома и другой герой — Бриссенден.

Кстати,  у эмоционального выгорания и переигрывания рук суть общая: природа не терпит, когда мы напряженно и однопланово расходуем все силы, забывая себя. Если мы не внимаем никаким предупреждениям и продолжаем себя разрушать,  она делает дальнейшую деятельность невозможной (как в случае с руками) или безрадостной, бесцветной и неинтересной (как  в случае с душой).

В общем, надо время от времени переключаться и не допускать таких состояний, а если уж настигло — срочно откладывать творчество в сторону. Тем более что в таком жалком виде все равно ничего хорошего не натворишь.

-

См.: «Переиграть руки»

  1. Конечно, насиловать себя не стоит. Думаю, чем более вооружён творец знаниями, тем менее причин говорить о ЭВ. И.С. Бах был чрезвычайно любознательным человеком и прожил интересную, плодотворную жизнь.
    У Вас замечательный сайт!

    Comment by leonid — 10/09/2010 @ 15:31
  2. Согласна насчет знаний и пример хороший!
    Спасибо!

    Comment by annablagaya — 10/09/2010 @ 17:31
  3. Ну если под насилием подразумевать ежедневное тупое ебашилово в симф./оперном оркестре за мелкий прайс на протяжении скажем,лет 15-20-ти — то тут не только выгоранием,а предсуицидальным состоянием попахивает.
    Можно вообще всё возненавидеть;ибо труд оркестранта в Незалежний тяжёл,неблагодарен и вдобавок ещё и невыгоден.
    Слава Украине!

    Comment by Jaster Rouge — 03/09/2016 @ 01:24
  4. Jaster, думаю, то же самое, что и Вы, могли бы сказать артисты многих оркестров в России, особенно в небольших городах. А может, и мира…
    Что-то я сейчас вспоминаю — кажется, у Гиляровского было что-то (?) на эту тему. Надо поискать…

    Comment by annablagaya — 04/09/2016 @ 13:16
  5. И кстати, да. Забыла я главную сложность оркестровой игры, когда писала соответствующую страничку. Именно эту монотонную повторяемость.

    Comment by annablagaya — 04/09/2016 @ 13:17

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>