Анна Благая -

Динамика

Скрипка | Скрипичная азбука

Динамика

Черновик (!) статьи для Азбуки

Динамика, по Далю, это «наука о движении тел, о силах двигающих».

Музыка и есть движение, потому неудивительно, что и в музыке есть динамика, только «силы двигающие» в данном случае — это силы звучания. Одну и ту же фразу можно сыграть громко (проводя аналогии с механикой — «сильно») или тихо («слабо»), а между этими «тихо» и громко» есть целая палитра звучаний, они называются «оттенками» (и снова мы чуть не переходим из музыки в живопись!).

Эти оттенки внутри произведения находятся в постоянном текучем состоянии, вылепливая у нас на глазах фразировку, придавая новые краски, влияя на форму и даже давая возможность «выстроить» в музыке пространство, глубину.

Динамика — важнейшее средство муз. выражения. Подобно светотени в живописи, Д. способна производить психологические и эмоциональные эффекты громадной силы, вызывать образные и пространственные ассоциации. (…) Смены нарастания и спада звучности создают эффект «приближения» и «удаления». Некоторые муз. произведения рассчитаны на определённое динамич. воздействие: хор. пьеса «Эхо» О. Лассо построена на противопоставлении громкого и тихого звучания, «Болеро» М. Равеля — на постепенном нарастании звучания, приводящем в заключит. разделе к грандиозной кульминации. (Муз. энциклопедия)

Динамических оттенков не так много: forte (в нотах обозначают чаще одной буквой f) — громко, сильно; piano (p) — тихо, слабо; mezzo forte (mf) — умеренно громко; mezzo piano (mp)- умеренно тихо; fortissimo (ff) — очень громко; pianissimo (pp) — очень тихо; forte-fortissimo (fff) — чрезвычайно громко; piano-pianissimo (ррр). Все они относительны, и как прозвучит то или иное форте — зависит от того, что было до того в фразе, что будет после, от особенностей исполнителя и инструмента (или инструментов: одно дело, когда во всю силу играет один скрипач, и совершенно другое, когда это делает симфонический оркестр), а также от интерпретации и от других вещей (даже от акустики помещения, в котором дается концерт).

Оттенки на то и оттенки, что они могут переходить друг в друга плавно. Поэтому существуют специальные указания для постепенного увеличения громкости  (=нарастания звучания) — crescendo и для постепенного уменьшения (ослабления) — diminuendo или decrescendo. В нотах чаще всего сокращают эти указания: пишут cresc., например, или ставят вилочки.
Эти указания еще более относительны; то, как именно будет исполнено нарастание или ослабление, в нотах прописать невозможно.

Эта страница, вероятно, будет дополнена, пока же отсылаю к статье про динамику из нашей великолепной советской Музыкальной энциклопедии.

- -

P.S. К динамическим оттенкам также относится акцент, который не зря и изображается как бы миниатюрной «вилочкой».

  1. Динамика это не громкость для многих музыкантов. Это есть дыхание во время разговора. Громкий звук может быть ликующим, а может быть страшным рыданием. Тихий звук может быть нежням, а может быть нервным и беспокойным. Динамика, таким образом это драматургия, самая важная часть произведения. Это ключ к интерпретации. Ведь композитор иногда не полностью выписывает все оттенки, дает возможность артистам вносить свое видение коллизии произведения И это правильно.

    Comment by Алиби — 02/05/2011 @ 17:53
  2. То, о чем Вы пишете, важно (и мне очень понравилось про дыхание во время разговора), но не согласна, что это сводится к одной динамике.

    > Громкий звук может быть ликующим, а может быть страшным рыданием. Тихий звук может быть нежням, а может быть нервным и беспокойным.

    Совершенно верно. Но в получении именно этой смысловой краски (рыдание, ликование и т.п.) участвует не только и не столько сама динамика, сколько _все_ выразительные приемы вместе: тембр/окраска звука, агогика, фразировка в целом, вибрация, тончайшие изменения в «пении» на скрипке, в том, как пальцы левой руки прикасаются к струне, а правой — к смычку (а смычок — к струне). И т.д. Одной динамикой все эти тонкие вещи не достигаются и весь смысл музыки не передается.

    > Ведь композитор иногда не полностью выписывает все оттенки, дает возможность артистам вносить свое видение коллизии произведения И это правильно.

    Да. Поскольку динамика подчинена целому — главной мысли, тем чувствам, которые заложены в интерпретации, то исполнитель в соответствии со своим замыслом иногда меняет динамические «краски», а иногда они действительно в нотах четко не прописаны (и действительно, это хорошо, потому что если просто четко и механистично выдерживать смену пьяно и форте во время игры — то самое дыхание разговора будет отсутствовать). Как не записаны в нотах и иные, не менее важные составляющие выразительной игры: агогика, строение фразы, небольшие отклонения от темперации (интонационные тяготения нот), смысловые акценты с выделением каких-то опорных для фразы нот, и т.п.

    Comment by annablagaya — 03/05/2011 @ 11:12

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>