Золушкина скрипка и паганиниевский башмак (окончание)

Скрипки необычных форм

Продолжение. (См.: Скрипка-башмак).

Итак, поиски. Первые найденные мной скрипки-башмаки были не музыкальными инструментами, но арт-объектами. Зато какими!

(Сюрреалистическая скрипка (Jacques Grandchamp). См. здесь).

(Janet Orselli, «Fiddlefoot»).

Я бы не взялась утверждать, что при создании этих чудо-объектов ни одна скрипка не пострадала… Но выглядит впечатляюще.

(Узнала об обоих из блога, на который с удовольствием даю ссылку).

В том же блоге были обнаружены две странички про паганиниевскую скрипку-башмак.

Первая отсылала к статье из журнала Watson’s Art Journal за 3 августа 1867, которая гласила:

Паганиниевская скрипка-башмак. Парижское издание Figaro сообщило о продаже одной из самых любопытных скрипок, которые когда-либо видел мир. “Il fanatici per la musica”* найдут в доме номер 9 на рю Вивьенн принадлежавшую Паганини скрипку, которая на первый взгляд имеет вид всего лишь уродливого деревянного башмака. История оной занятна. Зимой  1838 года Паганини жил в maison de sante** под названием Les Neothermes (рю де ла Виктория, 48). С дилижансом из Нормандии ему была доставлена большая коробка, открыв которую он обнаружил два внутренних ящика и бережно завернутый в несколько слоев тонкой бумаги деревянный башмак и письмо, в котором говорилось, что автор письма, будучи наслышанным о гении Паганини, просит скрипача предъявить доказательства — сыграть на инструменте, сделанном из этого сабо. Паганини счел это грубой насмешкой и с досадой упомянул об этом случае своему другу шевалье де Бариде. Последний отнес сабо скрипичному мастеру, который с изумительным мастерством превратил башмак в музыкальный инструмент. Шевалье настоял на том, чтобы Паганини опробовал его. Скрипач не только это сделал, но исполнил на башмаке некоторые из своих самых изысканных скрипичных фантазий, — факт, записанный рукой Паганини на листочке бумаги, который теперь можно увидеть прикрепленным к сабо, выставленному на продажу на рю Вивьен.

Что ж, замечательная история. Но кто поручится, что это не очередная легенда и мистификация? На второй страничке можно было видеть фотографии и описание той скрипки: боюсь, что шутка (да и дата публикации — 1 апреля).

 

Хотя была там и нешуточная ссылка на ту самую статью из Watson’s Art Journal.

…Мои поиски все-таки привели к какому-то результату.

Подобные скрипки будто бы называются klompviool, они сделаны из голландских народных башмаков — кломпов. (Помните деревянные башмаки у Золушки? Почти такие).

Путешественники сообщают о найденных экземплярах, например, в музее кломпов в деревушке Zaanse Schans в Нидерландах.

Вот тут опубликован процесс создания башмачной скрипки. Тем, кто не знает языка, как и я, все равно будет интересно: здесь много фотографий. А главное — внизу странички можно послушать аудио.

Согласитесь —

Золушкина скрипка на удивление хорошо звучит…

P.S. Может быть, вы знаете о башмачной скрипке больше? Поделитесь!

Примечания
к тексту статьи из Watson’s Art Journal:

* Надо полагать, это итал. «фанаты музыки»

** maison de sante:

(французское) частная клиника; частная лечебница для душевнобольных

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

(В тексте, учитывая название заведения, скорее, имеется в виду первый вариант. А.Б.)

 

1 комментарий для “Золушкина скрипка и паганиниевский башмак (окончание)”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.