Перейти к содержимому

Запись

Игра в зале или студии

О записи скрипки из статьи П. Кондрашина «Музыкальные коллективы перед микрофоном» (журнал «625»):

Скрипка

Динамический диапазон скрипки составляет 40 дБ (35…75 дБА) . Низшая частота 196 Гц, что соответствует ноте соль малой октавы. Высшая частота основного тона достигает 4 кГц, это уже флажолеты. Спектр звуков инструмента простирается до 8-10кГц.

Частотный спектр скрипки имеет четыре форманты: в районе 400 Гц, 800 Гц, 2…2,6 кГц и 3…4 кГц. Причем, чем ближе высшая форманта к 4 кГц, тем более качественным считается звук. У старинных итальянских инструментов, например, он обладает характерной сипотцой, словно звук идет через папиросную бумагу.

ris2

Диапазон установки микрофонов

При записи сольной скрипки лучшие результаты получались, когда ставились два мономикрофона на расстоянии 15…20 см друг от друга и от 1,5 до 2,5 метров от инструмента. Микрофоны по высоте должны быть на уровне самого инструмента или чуть выше. Поднимая микрофоны еще выше и «навешивая» над инструментом ближе к оси направленности звука, можно получить более насыщенное обертонами и призвуками звучание. Звук у хорошего инструмента становится более ярким звонким. У инструмента похуже начинает выделяться «канифоль», звук становится резким. Ближе одного метра опускать микрофоны в этом случае нельзя — звук приобретает чрезмерно резкий «железистый» тембр. Чтобы отстроится от сопения музыканта, если оно слишком громко, можно воспользоваться симметричностью излучения звука влево и вправо от исполнителя и установить микрофон на довольно высокой стойке слева от музыканта, со стороны его левого виска. Это несколько странно выгдядит, но звук нормальный.

Оси чувствительности ближних микрофонов могут быть направлены параллельно друг другу или образовывать небольшой угол, около 25-30°. Разворачивать шире, или ставить микрофоны друг от друга дальше, чем 20 см или не рекомендуется, так как скрипач-солист обычно при игре довольно активно двигается, причем эффект «раскачивания» можно уменьшить, если правый микрофон ориентировать в левую сторону, а левый — в правую. Характеристика направленности микрофонов может быть от кардиоиды до круга. «Восьмерки» звучат обычно резковато.

Если нет специальных задач, то для сольной музыки типа баховских партит или каприсов Паганини предпочтительно воздушное звучание с гулким «хвостом» отзвука и довольно большой задержкой (порядка 50…100 мс) перед ним. Обычно сольная музыка для скрипки чрезвычайно сложна для исполнителей, что дает в звуке большое количество «шлака». Поэтому в звуковой картине дистанция до исполнителя делается довольно большой.

статья полностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *