Музыкальная энциклопедия — Флажолеты

Скрипичная азбука
вернуться к статье Флажолеты

 

Флажолеты
(из Музыкальной энциклопедии)

 

Флажолеты.  1) Озвученные обертоны на струнных инструментах, звуки особого тембра: на смычковых – свистящие, напоминающие флейту, на щипковых – звенящие, холодно-прозрачные.

 

Различаются Ф. натуральные и искусственные.

 

Натуральные извлекаются при легком касании открытой струны в точках ее деления на 2 (звучит октавой выше основного тона открытой струны), на 3 (дуодецимой выше), на 4 части (квинтдецимой выше) и т.д.

 

Искусственные Ф. на смычковых извлекаются на прижатой струне: один палец плотно ставится на струну, другой легко ее касается в точке, отвечающей интервалу кварты (квартовый Ф., звучит квинтдецимой выше звука, который издает прижатая струна), квинты (квинтовый Ф., звучит дуодецимой выше) и др.

 

Натуральные Ф. обозначаются либо знаком ˚ над нотой, показывающей реальную высоту звучания, либо ромбовидной нотой, обозначающей место прикосновения пальца к струне.

 

флажолеты

 

Запись искусственных Ф. включает ноту, указывающую место прижатия струны, и ромбовидную ноту, обозначающую точку касания; часто выписывается также реально звучащая нота.

 

Нередко способ извлечения Ф. предоставляется исполнителю; в таких случаях под нотами пишут armonici, flautini, cloche, armonioso, sons harmoniques, flg и др.

 флажолеты

В скрипичной литературе 18 века (в творчестве венских классиков) Ф. применялись очень ограниченно (В.А. Моцарт, концерт № 4 для скрипки, часть 2; Л.Бетховен, концерт для скрипки, часть 1), хотя игра Ф. практиковалась уже в 1-й половине этого века (Ж.Ж. де Мондонвиль, «Les sons harmoniques», 6 сонат для скрипки с basso continuo op.4, 1738).

 

 Ф. стали систематически использоваться в 19 в. в связи с общим для романтизма интересом к звукокрасочной стороне музыки: встречаются в виртуозной сольной литературе, например при окончании быстрых пассажей (Ф.Мендельсон, концерт для скрипки, часть 3). Н.Паганини вводит в употребление сложнейшие двойные и тройные Ф. (см. пример выше); в оркестровой музыке в эпизодах фантастического характера встречаются аккорды Ф. (Р.Вагнер, «Лоэнгрин», начало вступления), а также Ф. струнных в комбинации с Ф. арф (Г.Берлиоз, «Скерцо Маб» из Симфонии «Ромео и Юлия», Allegretto). Особенно изобретательно применяются Ф. в орк. соч. К.Дебюсси (напр., «Море»), М.Равеля («Испанская рапсодия»), И.Ф. Стравинского («Весна священная»; «Поцелуй земли» — Ф. струнных), в частности в сочетании с glissando (Стравинский – «Жар-птица», вступление; Д.Д.Шостакович – «Нос», Сцена бритья), с pizzicato (Р.С.Леденёв – 6 пьес для струнных с арфой, op.16). Эффект звучания Ф. применяется на арфе (Шостакович – симфония № 5, часть 3, кода); Ф. встречаются в концертной литературе для гитары (М. Льобет – «Каталонская песня»; Х.Турина – «Фанданго») и др. щипковых инструментов. Только одними Ф. играют на трумшайте. А. Шёнберг применил Ф. на фп. (3 фп. пьесы op.11, № 1).

 

2) Родственный скрипичным Ф. звук, получаемый на флейте в результате передувания. Возможны Ф. октавы, дуодецимы и квинтдецимы; извлекаются приблизительно в пределах нижней октавы флейтового диапазона; записываются либо нотой с маленьким нолём сверху, либо нотой и ромбом, показывающим действительное звучание. Тонкий, изысканный приём; применение в литературе весьма ограниченно (напр., «Великая жертва» из балета «Весна священная» Стравинского, цифра 87).

 

Лит.: Таргонский Я., Флажолеты смычковых инструментов, М., 1936; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950; Рогаль-Левицкий Д.Р., Современный оркестр, т.1, М., 1953; Ямпольский А., Рабинович Я., Питкус М. (сост.), Флажолеты. Этюды, упражнения и отрывки из скрипичной литературы, М., 1957; Мострас К., Флажолеты, в сб.: Очерки по методике обучения игре на скрипке, М., 1960; Фортунатов Ю., Барсова И., Практическое руководство по чтению симфонических партитур, М., 1966, гл. 6; Ямпольский И., Основы скрипичной аппликатуры, М., 1977; Heller H., Lehre der Flöten-Töne, B., 1927; Piston W., Orchestration, N.Y., 1955; Kirkendale W., Segreto comunicato da Paganini, “JAMS”, 1965, v. 18, № 3.

Т.А. Репчанская

 

Скрипичная азбука
вернуться к статье Флажолеты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.